Евросоюз твердо взял курс на форсированное развитие альтернативной энергетики. Однако спрос на российские нефть и газ еще долго будет весьма высоким, особенно в Азии, убежден бывший вице-президент Еврокомиссии.
В России должны осознать, что в Европейском Союзе окончательно сложилась политическая установка на форсированное развитие альтернативной энергетики и что отказа от этой политики уже не будет. ЕС намерен последовательно снижать долю нефти, газа и угля в структуре своего энергопотребления, однако суммарный спрос на энергию в перспективе существенно возрастет. Поэтому сформулированная в Брюсселе долгосрочная энергетическая политика не таит в себе рисков и уж тем более угроз для России. К тому же стратегическое партнерство между ЕС и Россией вовсе не исчерпывается поставками сырья и непременно должно охватить промышленную сферу.
Такова точка зрения Гюнтера Ферхойгена (G?nter Verheugen), занимавшего до начала 2010 года посты вице-председателя Европейской комиссии (иными словами, заместителя председателя «европейского правительства») и комиссара (министра) по промышленности.
Решения принимаются теперь на общеевропейском уровне
Ферхойген указывает на резко возросшую в ЕС роль энергетики. Энергетическая политика все реже носит теперь национальный характер и все чаще формируется на общеевропейском уровне. В действующем с 1 декабря 2009 года Лиссабонском договоре, составляющем ныне правовую основу ЕС, четко прописано, что энергетическая политика — это компетенция Евросоюза. «Поэтому нашим партнерам нужно привыкнуть к тому, что впредь им придется обсуждать и решать энергетические вопросы не только и даже не столько в столицах отдельных стран, сколько в Брюсселе», — подчеркивает собеседник.
По словам Ферхойгена, далеко не случайно, что правительство Германии, обсуждая вопрос о его преемнике в Европейской комиссии, решило номинировать уже не комиссара по промышленности, а комиссара по энергетике. Им стал Гюнтер Эттингер (G?nther Oettinger).
По предложению Эттингера в Брюсселе в начале ноября была принята стратегия развития энергетики ЕС до 2020 года. В этом документе сформулированы пять приоритетов европейской энергетической политики. Это повышение энергоэффективности, создание интегрированного общеевропейского рынка энергии, усиление роли потребителей, включая обеспечение максимальной надежности при снабжении энергией и безопасности при ее производстве, а также закрепление лидерства ЕС в области энерготехнологий и энергетических инноваций.
Стратегия развития отрасли до 2020 года
«Ну, а пятое приоритетное направление имеет непосредственное отношение к России, хотя и не только к ней. Это усиление международного характера европейской энергетики «, — добавляет Гюнтер Ферхойген. По его словам, основные положения будущей «внешней политики ЕС в области энергетики» будут сформулированы в 2011 году. «Тут и вопросы надежности поставок энергии, которые особенно важны во взаимоотношениях ЕС и России, и международные транспортные системы, и, например, безопасность глобальной атомной энергетики».
Разворот Европы в сторону альтернативной энергетики идет уже полным ходом. Еще до конца нынешнего года Брюссель представит так называемый «Пакет инфраструктурных мер». В нем пойдет речь о создании «интеллигентных энергосетей», которые позволили бы преодолеть слабости существующей сейчас системы энергоснабжения. «Необходимо так сконфигурировать будущие сети, чтобы они обеспечивали потребителям повсюду в ЕС равный доступ к альтернативным источникам энергии», — отмечает Гюнтер Ферхойген. Надо, например, приспособиться к тому, что энергия, получаемая из ветра, будет скорее идти с севера Европы, причем в основном из ветропарков в открытом море, а солнечная энергия — с юга континента.
На очереди — план действий в области повышения энергоэффективности, который будет представлен в следующем году. «Он станет частью уже одобренной ЕС стратегии «20-20-20″. Цель этой стратегии — к 2020 году снизить на 20 процентов выбросы углекислого газа, увеличить до 20 процентов долю альтернативных источников энергии в общей структуре энергопотребления, а также на 20 процентов повысить энергоэффективность».
К 2050 году доля ископаемых энергоносителей упадет на 85 процентов
В другом принципиально важном документе, который появится в 2011 году, будут обозначены основные направления энергетической политики ЕС до 2050 года. Стратегию на ближайшее десятилетие мы уже имеем, напомнил собеседник. «Однако инвестиционные циклы в энергетическом секторе куда более длинные. Поэтому уже сейчас необходимо иметь представление о том, каковы долгосрочные целевые установки для этой отрасли», — поясняет Гюнтер Ферхойген и высказывает предположение, что «программа-минимум должна состоять в снижении к 2050 году доли ископаемых энергоносителей в структуре потребления на 85 процентов по сравнению с 1995 годом». При этом надо отдавать себе отчет в том, что альтернативная энергетика еще длительное время будет нуждаться в политической поддержке и государственных субсидиях.
«Принципиального отказа от ископаемых энергоносителей не будет — ни от угля, ни от нефти, ни от газа», — убежден бывший еврокомиссар. Но в ЕС впредь все силы будут прилагаться к тому, чтобы как можно быстрее снизить их долю в общем энергопотреблении. В то же время потребность европейцев в энергии будет увеличиваться, а потому абсолютные объемы продаж нефти и газа, например, из России, сократятся, скорее всего, не так уж сильно. Тем не менее Гюнтер Ферхойген утвердительно отвечает на вопрос, стоит ли российским экспортерам энергоносителей активнее осваивать теперь другие рынки сбыта, особенно азиатские. «Ведь мировой спрос на нефть и газ, несмотря на усилия ЕС в сфере альтернативной энергетики, будет расти еще длительное время, до 2050 года уж точно», — убежден собеседник и указывает, прежде всего, на бурный экономический подъем в Китае и Индии.
Стремительно растущий спрос на любые виды энергии в странах с быстроразвивающимися рынками настоятельно ставит перед европейцами задачу как можно скорее разработать и предложить на мировом рынке те технологии, которые «сделают подобное энергопотребление приемлемым с экологической точки зрения». И тут, заявляет бывший вице-председатель Еврокомиссии, открываются огромные возможности для сотрудничества между ЕС и Россией в сфере научных исследований и конструкторских разработок: «Могу вам сказать, опираясь на собственный опыт: возможности подобного сотрудничества пока ни в одной области не используются в полную меру. Благих намерений много, но действительность выглядит иначе».
Мы в телеграм:
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.
РФ может поставлять в Иран до 55 млрд куб м газа
Проект строительства газопровода из РФ в Иран находится в работе,…
В 2025г цена барреля нефти составит $69,76, в 2026г — $67,96
Об этом говорится в опубликованном январском обновлении к докладу МВФ…
К 2027г во Владимирской области планируют построить 1,5 тыс км газопроводов
И подвести газ к 264 населенным пунктам.