Новости энергетики 16+

Газпром все ближе к украинской ГТС

Реанимированный недавно российско-украинский Международный консорциум по управлению и развитию газо­транспортной системы Украины может наконец получить ту роль, на которую рассчитывал «Газпром» при его создании несколько лет назад. Холдинг имеет возможность участвовать в управлении украинской газотранспортной системой (ГТС). Более того, ему также могут быть предоставлены в аренду подземные хранилища газа (ПХГ) на Украине. Если это осуществится, то идея слияния НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпрома», скорее всего, будет похоронена, пишет «Коммерсантъ».

На собрании ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины» (ГТК, Киев), прошедшем 16 сентября, российская сторона предложила рассмотреть вопрос о перспективах участия Международного ГТК в управлении и развитии ГТС Украины, а также в эксплуатации отдельных западноукраинских подземных хранилищ газа на условиях аренды или в другой форме, сообщили в Минтопэнерго Украины. Кроме того, участники совещания избрали главой Международного ГТК украинского министра топлива и энергетики Юрия Бойко.

В конце сентября начальник управления по работе со странами ближнего зарубежья «Газпрома» Анатолий Подмышальский говорил лишь, что акционеры Международного ГТК вместе выступили с законодательной инициативой о допуске к управлению украинской ГТС других государств, в частности России. «Для обеспечения надежности поставок российского газа в Европу Россия вынуждена была реализовывать проекты «Северный» и «Южный потоки», которые после их пуска могут несколько разгрузить украинскую систему», — признал тогда г-н Подмышальский.

Идея создания газотранспортного консорциума возникла в ходе переговоров экс-президента Украины Леонида Кучмы и экс-президента, нынешнего премьер-министра России Владимира Путина в 2002 году. В 2003-м было создано ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины», в котором по 50% принадлежало «Нафтогазу» и «Газпрому». Однако консорциум так и не начал действовать, так как акционеры по-разному понимали его функции. Российская монополия настаивала на управлении всей украинской ГТС, а украинская сторона предлагала ограничиться строительством двух новых газопроводов: Богородчаны — Ужгород и Новопсков — Александров Гай.

Допуск Международного ГТК к управлению украинской ГТС, скорее всего, похоронит идею слияния НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпрома», которая усиленно обсуждается последние полгода, так как ее главной выгодой для России был тот же доступ к трубе.

Однако пока идет только возрождение организационно-правовой формы Международного ГТК, остается вопрос управления ГТС и главной ее собственности, поясняет директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Сейчас украинская газотранспортная система по закону может принадлежать исключительно государству. Если предложения России будут приняты, то, очевидно, Европы в консорциуме не будет. Что в общем на руку Украине, так как лучше быть в паритете с Россией, чем с 33% против 66% России и Европы, которые могут объединить свои усилия, считает эксперт. Выбор главой Международного ГТК Юрия Бойко наверняка устроил обе стороны. Г-н Бойко — адекватный политик, который понимает, что должен быть баланс интересов.

По словам гендиректора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, «Южный поток» сможет принести прибыль только при условии заполнения. По самым оптимистичным прогнозам «Газпрома», поставки трубопроводного газа в Европу, включая Турцию, в 2020 году составят 225 млрд куб. м. Если из этого объема вычесть поставки по газопроводам «Голубой поток», Ямал — Европа и в Финляндию, то на долю Украины останется менее 60 млрд куб. м газа (при возможности прокачки 125 млрд куб. м). Если же оправдаются прогнозы Евросоюза, то украинский транзит не превысит 5 млрд куб. м в год. Понятно, что ради этих объемов затевать модернизацию не стоит. Желание «Газпрома» в ней участвовать может указывать на то, что «Южный поток» — блеф, затеянный для получения контроля над украинской ГТС. Но такой исход в общем удобен обеим сторонам: так же как получение Международным ГТК в распоряжение ПХГ, это позволит российской монополии контролировать регулировку поставок, а Украине — заработать на аренде.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх