ЭнергоНьюс

Новости энергетики

ВР выйдет на шельф по преимущественному праву

За возможность получить нефтеперерабатывающий бизнес в Европе «Роснефть» готова обеспечить иностранному партнеру доступ к российскому шельфу. В течение нескольких недель компания должна завершить переговоры с венесуэльской PdVSA о покупке 50% немецкой Rhur Oel GmbH. Совладелец компании — британская BP, которая готова отказаться от преимущественного права по выкупу пакета, чтобы работать на арктическом шельфе вместе с «Роснефтью». Правда, у самой госкомпании участков на нем пока тоже нет, пишет «Коммерсантъ».

«Роснефть» находится в «продвинутой стадии переговоров» о покупке у PdVSA 50% Rhur Oel GmbH (еще 50% принадлежат британской ВР), сообщила в пятницу The Wall Street Journal. По информации газеты, пакет оценивается в $1-2 млрд. Сделка будет закрыта в течение нескольких недель.

Rhur Oel GmbH контролирует 24-100% в четырех немецких НПЗ — Gelsenkirchen, Bayern-oil, Miro и Schwedt. Общая мощность переработки заводов достигает 50 млн тонн, что составляет около четверти от всех перерабатывающих мощностей в Германии, из которых на долю Ruhr Oel GmbH приходится около четверти.

«Роснефть» давно интересуется этим активом — компания начала переговоры по его покупке еще в апреле. Сделке могла помешать BP, которая имеет преимущественное право на приобретение доли PdVSA. Но в апреле произошла авария на скважине ВР в Мексиканском заливе, и теперь компания сама распродает активы, чтобы собрать $30 млрд на покрытие убытков. Кроме того, по данным источников «Интерфакса», «Роснефть» предложила ВР в обмен на отказ от преимущественного права возможность участвовать в проекте освоения российского шельфа Арктики. ВР может стать партнером «Роснефти» по разработке трех Восточно-Приновоземельских участков, расположенных на шельфе Карского моря. Их суммарные запасы оцениваются в 49,7 млн тонн нефти, 1,8 трл кубометров газа и 49 млн тонн конденсата.

Возможность приобретения венесуэльского пакета еще в 2003 году рассматривали российские акционеры ТНК-ВР, но тогда ВР выступала против этого. Летом ТНК-ВР вновь заявила о возможности участия в международных проектах ВР. Но зампред правления ТНК-ВР Максим Барский, который в начале 2011 года возглавит компанию, уверял, что о немецких активах речь не идет. В ВР, «Роснефти», PdVSA и Rhur Oel GmbH в пятницу отказались от комментариев. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков сообщил, что не имеет о сделке никакой информации. Ничего не знают о ходе переговоров и в аппарате вице-премьера и председателя совета директоров «Роснефти» Игоря Сечина.

Механизм допуска ВР на российский шельф существует. Структура сделки «Роснефти» с британской компанией может быть такой же, как и с Chevron по участку Вал Шатского в Черном море. Chevron получила 33% в СП и займется финансированием проекта. Опыт сотрудничества с ВР у «Роснефти» есть: они занимаются совместной разработкой шельфа Сахалина. О начале работы в Арктике компании договорились еще в 2008 году, говорил тогда глава ВР Тони Хейворд, называя эти проекты «долгосрочными». В ВР уточнили, что работа продолжается и компания сохраняет интерес к арктическим проектам. Однако пока «Роснефти» предложить ВР нечего: лицензий на месторождения на шельфе Арктики у нее нет. Компания подала заявку на участки весной, пока Роснедра решений по этому вопросу не принимали.

Валерий Нестеров из «Тройки Диалог» считает, что предложение ВР работать на арктическом шельфе — форма «моральной поддержки» нефтекомпании, с которой не стремятся заключать шельфовые контракты после аварии в Мексиканском заливе. К тому же у ВР сейчас все равно нет средств для выкупа доли в Ruhr Oel, хотя цена актива — до $2 млрд — невысока. Например, ЛУКОЙЛ в 2008 году приобрел 49% в сицилийском НПЗ ISAB за $2,1 млрд, поясняет аналитик. Однако Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ» считает, что, если учитывать очень низкую маржу европейской нефтепереработки, стоимость актива должна приближаться к $1 млрд. По мнению эксперта, «Роснефти» было бы целесообразно купить долю в сети АЗС ВР, пропорциональную пакету в Ruhr Oel (у британской нефтекомпании в Германии около 2,4 тыс. заправок), чтобы обеспечить сбыт.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх