Новости энергетики 16+

Использование ИИ – важный инструмент повышения эффективности ОДУ

На Молодежном дне международного форума РЭН-2025 руководитель Департамента организационного проектирования и мотивации персонала Системного оператора Александр Адиссонов рассказал о практическом применении технологий искусственного интеллекта в компании.

Выступая на круглом столе «Искусственный интеллект в энергетике: влияние на отрасль, HR и образовательные системы», Александр Адиссонов представил обзор решений на базе искусственного интеллекта, внедряемых Системным оператором в практику оперативно-диспетчерского управления.

«Цифровые технологии применяются в оперативно-диспетчерском управлении с 60-х годов прошлого века, то есть с самого начала зарождения и распространения использования компьютерной техники. В настоящее время Системный оператор реализует целый ряд проектов в сфере цифровизации, в том числе в сфере использования искусственного интеллекта и нейросетей. Каждый из них приносит ощутимый эффект, позволяя оптимизировать основные деловые процессы и повысить качество управления электроэнергетическим режимом», — подчеркнул Александр Адиссонов.

В числе основных проектов докладчик назвал отечественные информационные системы «Прогнозирование выработки ВИЭ. Солнце» и «Прогнозирование выработки ВИЭ. Ветер», которые используются Системным оператором для прогнозирования работы солнечных и ветровых электростанций.

«Технологии искусственного интеллекта позволяют достигать 96-процентной точности при прогнозировании работы объектов ВИЭ-генерации, отличающихся нестабильным метеозависимым характером выработки. Это является важнейшим фактором, позволяющим определить требуемые объемы резервирования активной мощности для компенсации возникающих отклонений и пропускной способности сети», – отметил представитель Системного оператора.

Важную роль искусственный интеллект играет в работе по проверке каналов связи для ведения оперативных переговоров диспетчеров, обеспечению кибербезопасности и предотвращению угроз кибератак на объекты критической инфраструктуры, к которым относятся диспетчерские центры, а также анализа потенциальных уязвимостей.

Кроме того, NLP-модели (Natural Language Processing) активно используются Системным оператором для автоматизации обработки обращений в сервисных службах и анализа информации.

Участники круглого стола обсудили значение и перспективы использования искусственного интеллекта на предприятиях топливно-энергетического комплекса, а также рассмотрели успешные кейсы по внедрению технологии.

Особое внимание эксперты уделили роли искусственного интеллекта в работе по подготовке кадрового резерва для энергетики и проанализировали результаты отраслевого опроса по оценке готовности HR-специалистов к использованию ИИ-решений.

Участниками круглого стола стали представители Министерства энергетики РФ, Министерства науки и образования РФ, Министерства просвещения РФ, руководители и специалисты предприятий ТЭК, научные эксперты, молодые специалисты.

Читайте в Telegram:

Наш Телеграм
Прокрутить вверх