Актуально
РФ и Пакистан в ближайшие 1-1,5 мес рассмотрят дорожную карту по поставкам топливаГазпром вложит 9,8 млрд руб в программу газификации Якутии на 2026–2030ггБелоруссия и Газпром подписали дорожную карту сотрудничества на 2025–2030ггНефтегазовые доходы бюджета РФ за 9 мес снизились на 20,6%ОМК запустит производство высокопрочных соединительных деталей для газопроводовГазпром подписал программы газификации ряда регионов РФ на 2026–2030гг
Узбекистан намерен продавать Китаю 10 миллиардов кубов газа, ранее обещанных России. Официальный Ташкент договорился с председателем КНР Ху Цзиньтао.
Рамочное соглашение между холдинговой компанией «Узбекнефтегаз» и китайской China National Petroleum Corp (CNPC) о поставках «голубого топлива» подписано в Ташкенте аккурат 11 июня, когда на юге Кыргызстана вспыхнул межэтнический конфликт. А когда стало ясно, что временное правительство не справляется с набирающим обороты кровавым противостоянием, прозвучал сначала за кулисами, а потом и открыто вариант с приглашением ОДКБ и/или России, дабы те подсобили с миротворческими силами.
Известно, что Ташкент ни при каких обстоятельствах не хочет видеть в Ферганской долине российские войска. Аналитики тут же предположили, что крутой крен в сторону Поднебесной с сопутствующим газовым аккордом Узбекистан совершил в качестве предупреждения. Ведь рамочное соглашение с китайцами ни к чему не обязывает, и, в принципе, даже неясно, будет ли оно реализовано вообще.
Трубная сделка
Как пояснил агентству «Интерфакс» источник в узбекском правительстве, транспортировать газ из Узбекистана в Китай будут по газопроводу Центральная Азия — Китай (Туркмения — Китай). CNPC изначально, правда, оговаривала, что никаких врезов в газопровод Туркмения — Китай на территории транзитных стран не будет. Узбекская же сторона предлагает китайцам организовать добычу и транспортировку газа за счет CNPC, а в бюджет Узбекистана выплачивать роялти.
РУз наряду с Туркменистаном является крупнейшим добытчиком природного газа в Центральной Азии (ежегодная добыча — 65 миллиардов кубометров газа). В 2009 году, согласно годовому отчету «Газпрома», «Газпром экспорт» значительно увеличил закупки в Узбекистане — до 15,4 миллиарда кубометров, что сделало Ташкент лидером продаж газа в РФ среди стран ЦА. В 2010-м «Газпром экспорт», согласно действующим контрактам, намерен купить в Узбекистане 15,5 миллиарда кубометров.
Партнерство Ташкента с Москвой в планах поставки газа вполне устраивало правящую узбекистанскую элиту во главе с Исламом Каримовым. В январе 2009 года, когда президент России Дмитрий Медведев находился с официальным визитом в Ташкенте, его узбекский коллега заверил, что «Узбекистан будет продавать газ России и только ей, а кому дальше поставляется «голубое топливо» — это в компетенции Москвы».
Но реализации амбициозных планов Ташкента мешает недостаточная пропускная способность газопровода Средняя Азия — Центр (САЦ), по которому узбекский газ поступает в Россию. Этот газопровод на территории РУз потерял свою мощность с 56 до 45 миллиардов кубометров.
Между тем специалисты предлагают модернизировать его и поднять объемы прокачки до 90 миллиардов кубов. Вот только переговоры по расширению САЦ были заморожены после взрыва на газопроводе САЦ-4 на границе Туркменистана и Узбекистана. Впрочем, похоже, это было лишь предлогом: конъюнктура на газовых рынках ЕС потребовала от «Газпрома» снизить объемы продаж, и это снижение произошло в основном за счет сокращения закупок центральноазиатского газа.
«Но и это не единственная причина охлаждения отношений в сфере энергополитики России и Узбекистана. Российские компании не хотят инвестировать в добычу газа в РУз, поскольку Ислам Каримов не заключает долгосрочных контрактов, а инвестировать в рамках текущих контрактов на закупку газа довольно рискованно», — заявил российской газете «Взгляд» эксперт ИФК «Метрополь» Александр Назаров.
В «Газпроме» и ЛУКОЙЛе не комментируют договоренность между Узбекистаном и Китаем. Об этом сообщает «Коммерсант».
«Однако Ташкент демонстрирует Москве, что его не волнует нынешняя конъюнктура на газовом рынке Европы. Если РФ и дальше будет тянуть с увеличением закупок узбекского газа, а также необходимой для этого модернизацией газотранспортной системы, Узбекистан переориентируется на Китай. Тем более что Пекин пытается доминировать на центральноазиатском энергетическом рынке», — заметил «Интерфаксу» британский исследователь, глава департамента Лондонского института войны и мира Джон Маклеод.
Дави на газ
Между тем мнения аналитиков разделились. Одни считают, что Узбекистан начал традиционные «заигрывания» с Кремлем и тем самым надавил на Россию, чтобы войска в зону конфликта на юге Кыргызстана ни РФ, ни ОДКБ не вводили. Другие считают, что дело вовсе не в сторонней позиции Москвы по отношению к межэтническим столкновениям в КР (учитывая, что именно Кремль так открыто поддерживал новую постпереворотную власть в КР), а в экономической экспансии Поднебесной в Центральной Азии. Да и не мешало бы Китаю потеснить США. Нарастающее влияние Америки в регионе очень беспокоит Пекин.
По мнению директора исследовательских программ по России и СНГ Германского общества внешней политики Александра Рара, озвученному в газете «Известия», Китай получает в Центральной Азии все необходимые ему энергоресурсы, урановые рудники и экспортно-импортные потоки, причем исправно платит за сотрудничество. Однако Пекин все время натыкается на ловушки, которые образуются в результате непростых отношений между странами ЦА.
«Многие китайские контракты подписаны на двусторонней основе. Но сама география их действия связана с многосторонней ситуацией. Например, газопровод между Туркменистаном и Китаем пролегает через Казахстан и Узбекистан. Китайско-узбекская железнодорожная ветка должна пройти через Кыргызстан. Волей-неволей Китаю придется учитывать всплески недружелюбия между соседями в самом регионе Центральной Азии», — подчеркивает Александр Рар.
Причина в том, полагают эксперты, что практические вещи часто связаны с политикой, а также индивидуальными установками каждого руководства, продиктованными им извне. «Лидеры считают, что их страны в чем-то превосходят остальных. Они не желают, чтобы эти другие посягали на их интересы», — отметил Александр Рар.
В то же время аналитики считают, что НАТО уже чувствует на себе эти региональные сложности. Недавно Узбекистан приостановил железнодорожное снабжение Таджикистана, заблокировав часть грузов для НАТО в Афганистане.
Между тем Душанбе никогда не имел идеальных отношений с Ташкентом. Но ситуация еще больше ухудшилась в связи со спорными таджикскими проектами по строительству ГЭС, которые, по мнению узбекской стороны, могут привести к дефициту воды в РУз. Джон Маклеод считает, что подобные инциденты могут привести к срывам китайских проектов в Центральной Азии.
«Мы имеем историю неустойчивых взаимоотношений и далеко не идеальной кооперации…, где обычный спор о распределении оплаты транзита между узбеками и казахами может обостриться…, и чисто денежный вопрос вдруг приобретет политическую окраску», — говорит эксперт.
В то же время приход к власти в Кыргызстане оппозиции, трансформировавшейся во временное правительство, и ее намерение строить единственную в своем роде и неповторимую парламентскую республику с налетом национальных особенностей заставили понервничать как соседей по региону, так и Китай с Россией. Чрезмерно демократичный Кыргызстан, периодически сотрясаемый «цветными революциями», может серьезно подорвать устоявшиеся основы сотрудничества между странами ЦА и могучими соседями. Возможно, это одна из причин, почему все государства заняли выжидательную позицию, наблюдая, чем завершится кровавое противостояние на юге республики.
«При таком раскладе ни одному из внешних игроков, преследующих в Центральной Азии свои интересы, не было выгодно вмешиваться в события в Кыргызстане, дабы не портить отношения с другими ключевыми партнерами — надежными поставщиками энергоресурсов ЦА», — подчеркнул эксперт ИФК «Метрополь» Александр Назаров в интервью газете «Взгляд».
Россия — щедрая душа
Аналитики склоняются к мысли, что китайцы пытаются минимизировать риск местных конфликтов путем предоставления каждой из сторон какой-то реальной выгоды от совершенных сделок. Это просматривается в случае с соглашением по туркмено-китайскому газопроводу, которым предусмотрено, что узбеки тоже могут воспользоваться им для экспорта своего газа.
Джон Маклеод отмечает, что интерес Центральной Азии к сотрудничеству с Китаем имеет прагматические корни.
Ведь только Китай может вкладывать деньги в проекты, которые коммерчески не дают немедленной отдачи. Среди них строительство дорог в Таджикистане, исследование нефтяных и газовых месторождений в Узбекистане.
«Вряд ли другие иностранные инвесторы осмелятся оперировать в странах с такими сложными условиями. В этом аспекте, — считает британский исследователь, — правители стран Центральной Азии не задумываются о большой политике и относятся к Китаю как к инвестиционному банку».
Это ставит Россию как традиционного участника распределения центральноазиатских богатств в довольно затруднительное положение. Перед глобальным экономическим кризисом Кремль выделял значительные средства от продажи газа и нефти на проекты в Центральной Азии. Кризис сильно ударил по России, предоставив финансово более защищенному Китаю свободный экономический рычаг в Центральной Азии.
Как утверждает Джон Маклеод, Москва хоть и пытается сохранить невозмутимость, однако от усиливающегося теплового эффекта в отношениях между Китаем и странами ЦА «ее лихорадит».
«Я думаю, Москва в некоторой степени смирилась с фактом китайской экономической экспансии в смысле инвестиций в энергетику и разведку месторождений в Центральной Азии. Возможно, ей это не нравится, но она говорит, что абсолютно удовлетворена подобным положением. Однако это не совсем соответствует действительности, поскольку российский «Газпром» де-факто контролирует систему трубопроводов Центральной Азии. Казахстан является независимым импортером нефти, однако, несмотря на это, Россия сохраняет за собой ключевой голос в принятии решений в регионе, особенно в случаях турбулентности на политическом уровне», — уверен Джон Маклеод.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
РФ и Пакистан в ближайшие 1-1,5 мес рассмотрят дорожную карту по поставкам топлива
На заседании межправкомиссии планируется определить конкретные цифры по объемам и…
Газпром вложит 9,8 млрд руб в программу газификации Якутии на 2026–2030гг
27 населенных пунктов Якутии будут газифицированы до 2030 г.
Белоруссия и Газпром подписали дорожную карту сотрудничества на 2025–2030гг
Дорожная карта направлена на развитие взаимодействия в топливно-энергетической и промышленной…
Нефтегазовые доходы бюджета РФ за 9 мес снизились на 20,6%
До 6,6 трлн руб.
ОМК запустит производство высокопрочных соединительных деталей для газопроводов
Они рассчитаны для строительства трубопроводов нового поколения, выдерживающих сверхвысокое рабочее…
Газпром подписал программы газификации ряда регионов РФ на 2026–2030гг
Речь идет о Якутии, Татарстане, Мордовии, Мурманской области и Республике…