ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Дилемма европоцентризма: что происходит с экспортом российского СПГ?

В марте 2023 года министры энергетики стран ЕС одобрили идею дать своим правительствам право ограничивать на национальном уровне использование (право на бронирование мощностей) регазификационных терминалов для поставок российского сжиженного природного газа (СПГ). С таким необычным по форме предложением, не требующим введения дополнительных санкций на уровне ЕС, выступили, насколько известно, Польша, Финляндия и страны Балтии. Идея пока не получила законного оформления, ее еще предстоит рассмотреть Европарламенту. Однако в мае министр энергетики Испании (одного из основных покупателей российского СПГ) Тереса Рибера подтвердила, что страны ЕС намерены «скорее раньше, чем позже» отказаться от российского СПГ. Ранее испанское правительство рекомендовало своим компаниям не заключать новых контрактов на поставку СПГ из России. С призывом не продлевать действующие контракты в марте обращалась к европейским компаниям и комиссар ЕС по энергетике Кадри Симсон. «Мы можем и должны полностью избавиться от российского СПГ как можно скорее, помня при этом о нашей безопасности поставок», – отметила она.

Попробуем посмотреть, что сейчас происходит с поставками российского СПГ и насколько критичны для них политические риски, связанные с Европой.

Поставки пока сохраняются

Как известно, на фоне обвального падения экспорта трубопроводного газа в 2022 году Россия смогла не только сохранить, но и увеличить поставки СПГ в ЕС. Согласно данным Евростата, в физическом выражении экспорт вырос на 16,2% год к году, до 17,5 млрд куб. м. Годовой прирост составил, таким образом, более 2,4 млрд куб. м. В течение всего года поставки российского СПГ в ЕС уверенно держались на уровне выше 1,1 млрд куб. м в месяц, а в отдельные месяцы (в июне–июле) доходили до 1,8 млрд куб. м в месяц.

Всего в 2022 году российский СПГ, согласно Евростату, поставлялся в 11 стран ЕС, при этом 95% поставок приходилось всего на четыре страны: Францию, Испанию, Нидерланды и Бельгию. К остальным покупателям относятся Греция, Италия, Португалия, Финляндия, Литва (и через нее Эстония) и Швеция. При этом поставки в Литву и Эстонию относились к самому началу года и начиная с апреля 2022 года не возобновлялись. Последние поставки в Италию фиксировались в июне 2022 года. Поставки в Швецию, Португалию и Грецию продолжались в сентябре–декабре 2022 года, однако носили спорадический характер. К началу 2023 года на ежемесячной основе поставки продолжали осуществляться только в пять стран ЕС: отмеченную четверку лидеров по объему импорта и в Финляндию.

Также до марта 2022 года осуществлялись поставки российского СПГ в Великобританию. В 2021 году, по данным управления национальной статистики Соединенного Королевства, они достигли исторического пика – 3,12 млрд куб. м в год. За первые три месяца и соответственно за весь 2022 год поставки составили всего 0,49 млрд куб. м. С 1 января 2023 года Великобритания ввела запрет на импорт российского СПГ. О фактическом запрете, по всей видимости, также можно говорить со стороны Польши и стран Балтии (см. рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.

Российский экспорт СПГ: кто – куда

Без учета малотоннажного СПГ, весь российский экспорт сжиженного природного газа осуществляется, как известно, с четырех заводов. С завода «Сахалина-2» в 2022–2023 годах поставки осуществлялись в пять стран: Японию, Республику Корею, КНР, Тайвань и в небольшом объеме в Индонезию. До Европы сахалинский газ по-прежнему не доходит. Учитывая, что Япония не намерена отказываться от импорта сахалинского газа, политические риски для этого завода пока выглядят несущественными.

Зато «Ямал СПГ» в 2022 году, по данным Eikon, экспортировал в Европу без малого 77,6% своего газа, в том числе в страны ЕС – 75,5%, доля Азии соответственно составила всего 22,4%. Хотя в числе получателей ямальского СПГ значатся сразу 17 стран, большинство из них ограничились в 2022 году закупкой единичных партий. По-настоящему крупных покупателей было всего пять: уже отмеченные выше четыре европейские страны и Китай (см. рис. 2).

Рис. 2.

По итогам января–мая 2023 года эта тенденция не только не изменилась, но и усилилась. На страны ЕС приходится уже не менее 92,4% всех поставок ямальского СПГ, в том числе 38,6% – на Бельгию, 21,9% – на Францию, 24,7% – на Испанию и 4,8% – на Нидерланды (без учета немногочисленных рейсов, направление поставок по которым неизвестно). Единичные рейсы также продолжают осуществляться в Португалию. Поставки в КНР, напротив, резко снизились (всего 2,8% от суммарного объема). В целом, по сравнению с январем–маем 2022 года, суммарные поставки ямальского СПГ в ЕС сократились, но всего на 1,65%. При этом их резкое падение в Нидерланды (–66,5% г/г) и Францию (–42,3%) было компенсировано еще более впечатляющим ростом отгрузок в Испанию (+72,1% г/г) и Бельгию (+65,1%).

Столь высокая доля поставок ямальского СПГ в Европу отражает контрактную структуру распределения его экспорта: ведущую роль в ней играют европейские компании TotalEnergies, испанская Naturgy Energy Group и бывшая Gazprom Marketing & Trading (ныне британская SEFE). Действие их контрактов истекает только в 2032–2038 годах. Поэтому призывы европейских политиков не продлять и не заключать контракты с Россией направлены, скорее, на новые СПГ-проекты. Хотя ввод в строй даже первой очереди «Арктик СПГ 2», очевидно, может привести к дополнительным поставкам в Европу еще около 2 млн т в год по контрактам Repsol и Vitol.

Для среднетоннажного (а по международной классификации – малотоннажного) завода «Криогаз-Высоцк» страны ЕС и Норвегия являются единственным рынком сбыта. В 2022 году за пределы Балтийского региона (Финляндия, Швеция, Норвегия и Литва) поставки с завода осуществляются только в Бельгию и в виде единичных рейсов в Нидерланды, Францию и Испанию. В январе–мае 2023 года экспорт сохранился в четыре страны: Бельгию (60,8% всех поставок), Финляндию (19,4%), Швецию (11,2%) и Норвегию (8,6%). По сравнению с январем–маем 2022 года удвоились поставки в Норвегию и на 67% увеличились – в Бельгию, но резко упал экспорт в Финляндию (–42,1%) и Швецию (–26,1% г/г). В целом наблюдаемые экспортные поставки сократились в 2023 году на 17,6%, что, очевидно, связано со снижением спроса со стороны соседних стран (Литвы, Финляндии и Швеции).

В октябре 2022 года начались первые отгрузки на экспорт также с нового среднетоннажного завода «Портовая СПГ». По данным Eikon, все они как в 2022, так и в 2023 году распределяются между всего двумя странами – Турцией и Грецией (для двух рейсов страна назначения неясна), причем поставки в Турцию за весь рассматриваемый период были в 2,3 раза выше, чем в Грецию.

Рынок ЕС остается критически важным

Таким образом, для двух российских заводов – «Ямал СПГ» и «Криогаз-Высоцк» – рынок ЕС остается критически значимым, и возможные будущие проблемы с заходом на европейские регазификационные терминалы создадут для них большие логистические сложности. В обоих случаях поставки в страны ЕС обеспечивают минимальное транспортное плечо для СПГ-танкеров. На плавание от «Криогаз-Высоцк» до бельгийского Зебрюгге газовоз затрачивает в среднем всего пять суток (используются небольшие танкеры грузоподъемностью от 10 до 30 тыс. куб. м). От Сабетты до Зебрюгге газовозам (грузоподъемностью от 161 до 174 тыс. куб. м) нужно в среднем 9–13 суток (круглогодично). Для сравнения, транспортировка от Сабетты до китайских портов в летний период занимает обычно не меньше 20 суток, в зимний – порядка 40. Единичные летние рейсы в Индию длятся около 30 суток.

Таким образом, при перенаправлении поставок из Европы на альтернативные рынки (даже если они будут быстро найдены) время доставки грузов увеличится в два-три раза, а в зимний период при движении по СМП в восточном направлении, возможно, до четырех-пяти раз. Это означает резкое снижение среднегодовой эффективности использования танкерного флота и необходимость его существенного расширения (даже с учетом создания перегрузочного терминала на Камчатке). С аналогичными проблемами столкнутся, очевидно, и новые российские заводы «Арктик СПГ 2», «Усть-Луга СПГ» и обсуждаемый завод в Белокаменке (Мурманская область). Резкое снижение в последние месяцы мировых цен на СПГ и существенные проблемы с заказами на новые газовозы, в том числе ледового класса, усугубляют отмеченные проблемы.

Иными словами, хотя общая ситуация с поставками российского СПГ в Европу остается значительно лучше, чем с экспортом трубопроводного газа, зависимость отечественных заводов от рынка ЕС не только не снижается, но по мере ввода в строй новых мощностей будет, очевидно, возрастать.

Сглаживает потенциально рискованное положение то, что и страны ЕС остаются пока зависимыми от российских поставок, как с точки зрения отмеченных контрактных обязательств европейских компаний, так и общего весьма хрупкого баланса на мировом рынке СПГ. В этой связи в 2023–2025 годах экспорт российского СПГ в страны ЕС (Бельгию, Испанию, Францию и Нидерланды) может сохраняться на относительно высоком уровне. Однако к 2026 году, когда, как ожидается, мировой рынок СПГ войдет в состояние избытка предложения (на два-три года или более), необходимо найти те или иные пути снятия отмеченных санкционных рисков, прежде чем ими смогут воспользоваться антироссийски настроенные политики.

Алексей Белогорьев, директор по исследованиям фонда «Институт энергетики и финансов»

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх