Новости энергетики 16+

Газовозы становятся все бюджетнее

Верфь «Звезда» может получить 53,5 млрд руб. субсидии из бюджета в 2020–2023 годах на строительство газовозов для проекта «Арктик СПГ». Доработанный проект постановления правительства об этом Минпромторг подготовил в конце февраля. Документ предусматривает снижение максимального размера субсидии с 30% до 20% от стоимости для газовозов и с 20% до 10% для танкеров. Субсидии помогут «Звезде», но, по оценкам экспертов, не российским производителям оборудования. Требования по локализации выглядят «пугающе низкими», и фактически речь идет о господдержке сборки судов из секций, выпущенных в Южной Корее, пишет «Коммерсантъ».

Как стало известно, Минпромторг доработал проект постановления правительства, который определяет, какие субсидии из бюджета получит верфь «Звезда» при строительстве газовозов и танкеров для проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2». Как сообщалось 12 февраля, исходно правительство готово было компенсировать 30% от цены газовоза и 20% от цены танкера, чтобы для заказчиков суда стоили столько же, сколько в Южной Корее. Теперь Минпромторг предлагает снизить субсидию до 20% и 10% соответственно, этот вариант был разослан в министерства 22 февраля. Всего предполагается построить 15 газовозов и три танкера.

Как отмечается в финансово-экономическом обосновании, стоимость газовоза Arc7 в Южной Корее на начало 2019 года составляла $324,4–330 млн, танкера MR — $51,52 млн. Цена газовозов на «Звезде», заявленная верфью в расчетно-калькуляционных материалах,— $600 млн, а танкеров — $130 млн. На основе отчета Центра технологий судостроения и судоремонта было рекомендовано основываться на стоимости газовоза $375,6 млн и продуктовоза $65,5 млн. Исходя из этого анализа, общая сумма субсидий в 2020–2023 годах составит 53,44 млрд руб. ($801 млн), говорится в документе. Таким образом, бюджету придется выделить в 2020 году 5,24 млрд руб., в 2021-м — 14,43 млрд руб. и в 2022 и 2023 годах — по 16,88 млрд руб.

Как пояснили в Минпромторге, проект постановления сейчас проходит корректировку в связи с поступившими замечаниями и предложениями от других министерств, в ближайшее время он будет доработан и направлен на повторное согласование. «В том числе прорабатывается механизм предоставления субсидии, включая и периодичность, а также предельный размер в процентном соотношении от стоимости строительства»,— уточнили в Минпромторге. В Минфине, Минтрансе и Минэнерго не предоставили комментарии.

В прежней версии постановления был пункт, по которому «Звезда» не может претендовать на другую господдержку, кроме этой субсидии,— теперь он исключен. Зато для верфи введены санкции за срыв сроков этапов строительства газовозов и танкеров — ей будут начисляться пени в размере 0,33% от ключевой ставки ЦБ за каждый день задержки.

Минпромторг обосновывает необходимость субсидий для верфи тем, что «Звезда» вынуждена нести затраты на локализацию производства передового оборудования, материалов и компонентов, обучение персонала, разработку инновационных технологий, в связи с чем находится в несопоставимых условиях по сравнению с зарубежными компаниями, пользующимися обширной господдержкой. Но предполагается, что выделение субсидий позволит «Звезде» постепенно увеличить серийность производства крупнотоннажных судов. При этом главный инженер южнокорейской DSME Нуно Ким говорил 2 апреля «Интерфаксу», что первый газовоз может быть на 90% построен в Южной Корее, второй — на 70%, последующие — на 30%.

Беспрецедентные масштабы господдержки требуют гарантий кластерного развития, а не только крупнотоннажного судостроения на «Звезде», но сейчас синергетический эффект для российских производителей судового оборудования неочевиден, считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Требования к локализации, по его словам, выглядят «пугающе низкими»: закладка киля, сборка корпуса, изготовление конструкций, установка локализованных винтов (винторулевых колонок только с 1 января 2020 года), частично — проектная документация (даже 3D-модель только с 1 января 2020 года). «Это значит, что фактически планируется осуществлять государственную поддержку сборки судов из секций, производимых в Корее, а график локализации производства либо не разработан, либо не согласован, и под ним никто не готов подписаться»,— считает эксперт. Он подчеркивает также, что трата более $800 млн без четко описанных гарантий локализации ограничивает возможности предприятий РФ инвестировать в производство импортозамещающих компонентов.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх