Актуально
Chevron пообещала увеличить добычу нефти в Венесуэле в 1,5 разаНа ЭБ-2 Белорусской АЭС завершился планово-предупредительный ремонтМинэнерго США ожидает роста добычи нефти в Венесуэле до 3 млн б/с за 8-12 летКабмин продлил на 2026г условия социальной газификации для льготниковАналитики ждут профицит на рынке нефти в 2026гЭнергетики закончили восстанавливать электросети на Кубани после непогоды
«Газпром» хочет принять участие в проектах по сжижению газа в Иране, видя в них способ организовать выйти с собственным газом на рынки Индии и Ближнего Востока. Но участники отрасли и аналитики скептически настроены относительно перспектив производства СПГ в Иране. Для таких заводов нужны западные технологии и инвесторы, а те могут найти на рынке гораздо менее рискованные возможности для получения СПГ, пишет «Коммерсантъ».
«Газпром» подал заявку на участие в СПГ-проектах в Иране, сообщило вчера местное агентство Mehr. В компании не стали это комментировать. Источник в «Газпроме» отмечает, что, хотя монополия и говорила в ходе переговоров с иранцами о своем интересе к таким проектам, об отправке официального предложения или заявки ему неизвестно. На прошлой неделе глава Минэнерго РФ Александр Новак, который входит в совет директоров «Газпрома», говорил, что компания хотела бы участвовать в разработке генсхемы газовой отрасли Ирана, строительстве газопроводов и хранилищ газа, добычных проектах и проектах по СПГ, причем не только по сжижению, но и по маркетингу газа.
Сейчас в Иране нет ни одного СПГ-завода, хотя до ужесточения санкций у Тегерана были большие планы по их строительству, в основном на базе гигантского месторождения Южный Парс на юге страны. Total с малайзийской Petronas строила СПГ-завод Pars LNG мощностью 10 млн тонн в год на базе блока 11 Южного Парса, но в 2008 году компании из-за санкций ушли из проекта, оставив его в готовности 50-70%. Незадолго до этого так же поступил консорциум Shell и Repsol, который планировал Persian LNG на базе блока 13 мощностью 15 млн тонн в год. «Газпром» с Petronas занимался добычей на блоках 2-3, а в 2008 году подписал меморандум о взаимопонимании с Иранской нефтяной компанией (NIOC) о строительстве СПГ-завода, но практических шагов сделано не было.
Как говорили собеседники в «Газпроме», для компании в идее СПГ-проекта в Иране наиболее привлекательной является возможность масштабного обмена газом. «Газпром» мог бы поставлять газ на север Ирана (сейчас этот район снабжается из Туркмении) и забирать эквивалентные объемы СПГ из портов на юге страны. Поставки на север Ирана можно было бы вести как через Азербайджан (своп с местным газом), так и из Туркмении, с которой у «Газпрома» до недавнего времени был контракт на покупку газа (по версии российской стороны, контракт разорван с начала года, но, вероятно, будет так или иначе возобновлен). СПГ из Ирана «Газпром» мог бы поставлять на быстрорастущие рынки Южной и Юго-Восточной Азии, прежде всего в Индию, куда прямые поставки из РФ сложно организовать. Кроме экономической выгоды «Газпром» мог бы получить и стратегические дивиденды, сохранив за собой контроль над ключевыми потоками газа в Средней Азии и Каспийском регионе, а также укрепив позиции на Ближнем Востоке.
Но собеседники на рынке не уверены в реализуемости этих планов в ближайшее время. «Чтобы построить СПГ-завод, в акционерах нужен мейджор — Shell, Total, Exxon,— а такие компании в нынешней ситуации на газовом рынке строить завод в Иране не будут»,— считает один из источников. Он отмечает, что цены на СПГ в ближайшие годы будут низкими, а к концу десятилетия мощности по его производству в мире, вполне вероятно, будут недозагружены. «В этой ситуации едва ли кто-то будет готов выложить $10-12 млрд за иранские политические риски»,— замечает он. Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research напоминает, что компании из США даже после снятия санкций в Иране практически не работают, а большая часть СПГ-технологий предоставляется именно поставщиками из Америки. У «Газпрома», как и в РФ вообще, технологии крупнотоннажного сжижения газа нет. «Никто иранский газ на рынке не ждет, заинтересованность бизнеса в новых СПГ-проектах сейчас низкая»,— соглашается аналитик. По его мнению, интерес «Газпрома» к Ирану — в большей степени работа на перспективу, а также попытка согласовать стратегию с возможным конкурентом.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Chevron пообещала увеличить добычу нефти в Венесуэле в 1,5 раза
В течение 1,5-2 лет.
На ЭБ-2 Белорусской АЭС завершился планово-предупредительный ремонт
В рамках работ выполнена плановая замена части отработавшего ядерного топлива…
Минэнерго США ожидает роста добычи нефти в Венесуэле до 3 млн б/с за 8-12 лет
Об этом заявил министр энергетики США Крис Райт.
Кабмин продлил на 2026г условия социальной газификации для льготников
Всего на эти цели планируется направить из федерального бюджета 1…
Аналитики ждут профицит на рынке нефти в 2026г
Мировой рынок нефти в 2026г столкнется с профицитом от 0,3…
Энергетики закончили восстанавливать электросети на Кубани после непогоды
Всего без света в период массовых отключений находились более 108…