Новости энергетики 16+

Goldman Sachs ведет переговоры о продаже угольных шахт

Через год после покупки второй угольной шахты в Колумбии банковский гигант Goldman Sachs Group Inc. получил известия, которые привели его в замешательство. «Возникли некоторые операционные сложности», — сообщили руководители сырьевого бизнеса.

«Некоторые сложности» — это мягко сказано. Женщины и дети в Колумбии организовали блокаду, протестуя против условий труда, что приостановило производство. Цены на уголь упали на 20% за три года, а их снижение еще на 6% могло необратимо сократить стоимость инвестиций Goldman, сказали директорам руководители бизнеса в конце 2013 года.

После этого плохие новости не закончились. Цены на уголь упали более чем на 40%. В течение большей части прошлого года добыча была приостановлена из-за нового закона по охране окружающей среды.

Goldman, похоже, сыт по горло этими проблемами. Банк ведет переговоры о продаже угольных шахт себе в убыток, сообщили осведомленные источники. После продажи электростанций и бизнеса хранения алюминия сделка по шахтам ознаменует для Goldman выход из проблемного побочного бизнеса добычи сырья.

Кроме того, ФРС США в настоящее время рассматривает новые ограничения на деятельность коммерческих банков в сфере добычи, хранения и продажи сырьевых товаров. Комитет сената США прошлой осенью пришел к выводу, что такие операции сопряжены с потенциальным конфликтом интересов и системными рисками для банков. Комитет выразил опасения насчет того, что банки, занимающиеся добычей сырьевых товаров, а не только их торговлей, могут получить несправедливое рыночное преимущество и манипулировать ценами.

На слушаниях в ноябре по поводу деятельности компаний с Уолл-стрит в сырьевом секторе, проведенном Постоянным подкомитетом сената по расследованиям, сенатор Джон Маккейн от Республиканской партии заявил, что операции с реальными товарами несут «опасность разлива токсичных веществ, смертельно опасных взрывов и других катастроф». «Обычно мы не связываем такие риски с банками, которые должны сконцентрироваться на выполнении более традиционных операций», — добавил он.

По словам Goldman, бизнес сырья остается важной составляющей банка, и он планирует и дальше заниматься трейдингом сырьевыми товарами и связанными с ними финансовыми инструментами. Кроме того, банк намерен сохранить операции временного хранения сырьевых товаров. Выручка сырьевого подразделения Goldman составила примерно 1,5 млрд долларов в 2013 году по сравнению с 3,4 млрд долларов в 2009 году.

Руководители Goldman заявили на слушаниях в сенате, что его операции с реальными сырьевыми товарами не несут катастрофических рисков, поскольку структура владения защищает банк от ответственности. Они также отметили, что их доля в общем сырьевом рынке так мала, что манипулирование ценами практически невозможно. К примеру, угольная шахта банка в Колумбии способна производить лишь приблизительно 5% от общего объема добычи угля в стране.

Однако на фоне противоречий и падающих цен банки отказываются от сырьевых операций. В декабре Goldman продал бизнес хранения металлов Reuben Brothers, инвестиционной фирме, базирующейся в Швейцарии. В недавнем отчете сената США этот бизнес был раскритикован за предполагаемое завышение цен на алюминий посредством затруднения транспортировки этого металла из складов в Детройте. Руководители Goldman отрицают эти обвинения.

J.P. Morgan Chase & Co. в прошлом году продал активы реальных сырьевых товаров, включая бизнес хранения металлов. Morgan Stanley продал операции транспортировки нефти и трубопроводов, а также ищет претендента на покупку бизнеса трейдинга и хранения нефти.

Goldman приобрел первую угольную шахту в Колумбии под названием La Francia в 2010 году у канадской Coalcorp Mining Inc. приблизительно за 151 млн долларов плюс 50 млн долларов в виде дополнительных вознаграждений. Goldman планировал быстро перепродать этот актив, однако бразильская Vale SA, потенциальный покупатель, решила избавиться от собственной шахты поблизости. В связи с этим в 2012 году Goldman купил вторую шахту и долю в железной дороге примерно за 407 млн долларов. Эти две шахты были интегрированы в подразделение Goldman под названием Colombia Natural Resources.

Грегори Агран, соруководитель бизнеса Goldman по трейдингу сырьевыми товарами, заявил подкомитету сената, что банк провел тщательную финансовую проверку и укрепил стандарты шахт по охране окружающей среды и безопасности.

В 2010 году выручка колумбийского угольного бизнеса Goldman достигла 66 млн долларов. Годом позже его выручка утроилась и составила 200 млн долларов.

Однако затем появились экологические проблемы. Колумбийское правительство предписало банку и некоторым конкурентам организовать переселение трех деревень, жители которых, как утверждается, заболевали из-за пыли.

В январе 2013 года субподрядчик, управлявший шахтой La Francia, неожиданно аннулировал контракт, согласно внутренним документам Goldman, запрошенным подкомитетом сената. «Работа шахты была приостановлена, и все оборудование было законсервировано», — указано в документах.

Несколько месяцев спустя, в середине апреля, женщины и дети — родственники работников — заблокировал доступ к соседней шахте. Goldman безуспешно запросил помощь у полиции и внутренних войск Колумбии. Шахта оставалась закрытой в течение девяти месяцев.

В сентябре 2013 года Goldman выплатил по 10 000 долларов каждому из 120 нынешних и бывших сотрудников, то есть в общей сложности более 1 млн долларов, согласно внутренним документам. Банк также начал арбитражное разбирательство с оператором шахты, которое идет до сих пор.

Выручка колумбийского бизнеса упала примерно до 70 млн долларов в 2013 году. Спрос на уголь снизился на фоне роста потребления природного газа, и конкуренция усилилась. Drummond Co. Inc., американский оператор с шахтой в Колумбии, сдвинул продажи в сторону Европы, ключевого рынка для Goldman, чтобы компенсировать падение в США.

Вскоре появились проблемы с транспортировкой. Операторы угольных шахт ранее использовали небольшие баржи для перевозки угля к более крупным кораблям. Колумбийское правительство постепенно упраздняло такую практику с помощью нового закона, а затем совсем запретило ее после экологической аварии.

Создание новой системы загрузки стоило бы банку 220 млн долларов, о чем Goldman сообщил экспертам из сената. Такие расходы были неоправданными для банка. Попытки получить помощь от конкурентов для загрузки угля ни к чему не привели. Goldman вновь приостановил добычу угля.

На прошлой неделе банк обрисовал план по разработке облегченного механизма погрузки угля.

Потери Goldman были компенсированы финансовыми сделками, которые банк начал осуществлять в 2012 году и которые принесли ему прибыли при падении цен на уголь. Эти транзакции принесли Goldman прибыли в размере 246 млн долларов за два года, согласно внутренним документам банка. Тем не менее Goldman понес убытки более чем в 200 млн долларов от угольных шахт в Колумбии, сообщили осведомленные источники.

ФРС заявила, что крупные банки, ведущие операции с реальными сырьевыми товарами, выделяют недостаточно капитала и не имеют надлежащего страхования для покрытия потенциальных убытков от таких инцидентов, как обрушение шахт и разлив нефти.

Goldman заявил, что ему не грозит потеря средств сверх инвестиций, поскольку ответственность ограничена подразделением, которое управляет активами. Шахты в Колумбии открытого типа, поэтому опасность обрушения отсутствует.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх