Новости энергетики 16+

Бензин дорос до президента

Нефтяники, положение которых и так ухудшилось из-за падения цен на сырье, впервые за долгое время столкнулись с прямой критикой Владимира Путина. Президент возмутился ростом розничных цен на бензин при одновременном падении цен на нефть и де-факто поручил ФАС разобраться в ситуации. Теперь служба получила долгожданную возможность для новой волны антимонопольных дел. Но участники рынка подчеркивают, что попытки государства резко вмешиваться в работу топливного рынка уже приводили к кризисам, пишет «Коммерсантъ».

Владимир Путин впервые в этом году, непростом для российского рынка нефтепродуктов, открыто раскритиковал нефтяные компании за рост розничных цен на бензин. На совещании с членами правительства президент констатировал, что цены на бензин с начала года по 1 декабря выросли на 10%, хотя цена нефти упала на 35%. «Это не вызывало бы особых вопросов, хотя они, безусловно, есть, но основной рост зафиксирован в розничном сегменте, в то время как в оптовом цены снижаются,— сказал Владимир Путин.— Это как вообще понять? А куда ФАС тогда смотрит?» Глава Минэкономики Алексей Улюкаев пояснил, что рост цен на бензин темпами, немного опережающими инфляцию, «во многом объясняется физическим объемом поставок на рынок», которые в этом году на 2% ниже, чем в прошлом. О том, что резкий рост цен на бензин в опте летом и осенью вызван недопоставкой топлива на рынок, до сих пор Минэнерго отрицало.

Резкая критика со стороны президента не раз служила спусковым крючком для проведения антимонопольных кампаний против нефтяников. В этом году ФАС, по данным издания, несколько раз собиралась увеличить давление на них, но не получала отмашки сверху. По словам собеседника в правительстве, теперь, опираясь на слова Владимира Путина, ФАС сможет действовать более уверенно.

Как сообщил начальник профильного управления ФАС Дмитрий Махонин, еще на прошлой неделе служба направила крупнейшим нефтяным компаниям письмо о том, что динамика розничных цен не соответствует нисходящим трендам в оптовом звене и цене нефти. Кроме того, ФАС продолжает расследование дела о манипуляциях биржевой ценой бензина летом и осенних недопоставок топлива «Газпром нефтью» и «Роснефтью» в Сибири. По данным издания, у службы также есть вопросы к «Роснефти» по экспортным тендерам, а к ЛУКОЙЛу — по продаже топлива собственным сбытовым подразделениям.

ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» отказались от комментариев. Представитель «Роснефти» заявил, что компания «стабильно сохраняет одни из самых низких цен на АЗС в регионах своего присутствия, соблюдая хрупкую рыночную модель операционной деятельности, поскольку слишком низкие цены приведут к «вымыванию» продукта и возникновению дефицита». Источник в компании заверил, что снижение цен на АЗС уже началось. Собеседник в другой крупной нефтекомпании указал, что одобренный властями налоговый маневр должен в 2015 году привести к существенному росту цен на бензин и сейчас компании просто пытаются растянуть этот эффект на фоне ослабления рубля.

Стоимость бензина в России в опте снижается с октября, падение биржевых цен на АИ-92 составило около 30%. Но оно вызвано сезонным падением спроса, а не нефтяных цен, поскольку внешние условия мало влияют на оптовый рынок бензина в РФ, где цена определяется почти исключительно соотношением спроса и предложения. Цены на АЗС в среднем по стране росли в ноябре на 0,1% в неделю, с начала декабря рост почти прекратился. Такая ситуация является традиционной для низкого сезона (с ноября по февраль), когда спрос на топливо падает. Обычно в эти месяцы нефтяные компании экспортируют бензин, но из-за падения стоимости нефти оптовая цена на внутреннем рынке сейчас по-прежнему на 4-7 тыс. руб. на тонну выше, чем экспортная альтернатива. Снижение оптовых цен зимой при стабильных розничных ценах обеспечивает выживание независимых АЗС, которые летом порой работают с отрицательной рентабельностью.

Проблема ценовых скачков в опте особенно обострилась в последние годы из-за возрастающего дефицита бензина, и, если сейчас регулятор заставит участников рынка резко снизить розничные цены, это может разбалансировать рынок. Подобная ситуация уже была в начале 2011 года, когда требование Владимира Путина снизить цены на заправках на фоне запрета оборота «Евро-2» привело к топливному кризису и введению заградительной экспортной пошлины на бензин. С 2015 года запрещается оборот «Евро-3», но пока netback такой низкий, что нефтяникам все еще невыгодно экспортировать бензин. Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков» отмечает, что в январе из-за налогового маневра экспорт может стать выгоднее, но возможным ростом цен в рознице это обернется только весной.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх