Азиатский банк развития сообщил о создании компании для строительства газопровода, ведущего из Туркменистана в Индию через Пакистан и Афганистан (ТАПИ). Акционерами компании в равных долях являются туркменская государственная компания Туркменгаз, афганская Afgan Gas, пакистанская Inter State Gas и индийская Gail. Начальная мощность трубопровода должна составить 27 млрд куб. м газа в год с ростом до 33 млрд куб. м в дальнейшем. Начало строительства запланировано на 2015 год, а первые поставки голубого топлива потребителям могут начаться уже в 2018 году. Стоимость газопровода ранее оценивалась в $7,6 млрд.
Афганистан будет отбирать 16% от транспортируемых газопроводом объемов сырья, в то время как Пакистан и Индия получат по 42%. То есть при мощности в 33 млрд куб. м голубого топлива 5,11 млрд куб. м будет поступать в Афганистан и по 13,8 млрд куб. м — в Пакистан и Индию. Основным поставщиком газа в трубопровод станет Туркменистан.
Одним из наиболее перспективных рынков в регионе является именно Индия. Ожидается, что ее потребность в импортном газе к 2030 году вырастет почти в три раза и составит более 50 млрд куб. м газа по сравнению с 17,8 млрд куб. м, импортированных в страну в виде СПГ в 2013 году. Индия ранее предлагала России продлить газопровод Россия-Китай до своей границы, однако конкретных решений принято не было. Вероятно, что именно Туркменистан, а вовсе не Россия, станет основным поставщиком трубопроводного газа в Индию.
Однако стоит учитывать геополитические риски, так как планируемый маршрут газопровода будет проходить через Афганистан и Пакистан. Наличие этих рисков не позволит Индии полностью положиться лишь на газ, поступающий по ТАПИ.
Разумеется, ключевым рынком сбыта в АТР является Китай. Импорт природного газа КНР к 2030-2035 годам вырастет до 200-300 млрд куб. м. Туркменистан и тут опередил Россию. Страна поставляет трубопроводный газ в Китай с декабря 2009 года и является крупнейшим иностранным поставщиком голубого топлива в КНР. Договор между двумя странами подразумевает увеличение поставок до 40 млрд куб. м газа в год, что соответствует мощности трубы, ведущей в Китай. Также было достигнуто соглашение между Туркменгазом и китайской CNPC о поставках дополнительных 25 млрд куб. м газа в год с месторождения Галганыш, для чего потребуется строительство дополнительных газотранспортных мощностей из Туркменистана в Китай. В результате к 2020 году Туркменистан сможет поставлять до 65 млрд куб. м газа в год, что соответствует более 40% от доли прогнозируемого к тому времени импорта газа Китаем. Газпром же пока договорился лишь о поставках 38 млрд куб. м по восточному маршруту с 2019 года и, вероятно, сможет договориться о поставках дополнительных 30 млрд куб. м газа по западному маршруту.
Резюмируя, можно отметить, что Туркменистан увеличит долю рынка газа АТР и выйдет на новые для себя рынки сбыта трубопроводного газа (Афганистан, Пакистан и Индию) и тем самым станет одним из двух, наряду с Россией, ключевых игроков на рынке АТР в перспективе 10 лет. В дальнейшем, в случае завершения строительства Транскаспийского газопровода, он сможет поставлять в Европу и туркменский газ. Таким образом, конкуренция за рынки АТР и Европы между Россией и Туркменистаном продолжит усиливаться, что окажет давление на цены реализации газа Газпромом на всех ключевых для него рынках сбыта.
Целевая цена по акциям Газпрома — 157 руб., рекомендация — «покупать».
Григорий Бирг, «Инвесткафе»
Мы в телеграм:
В РФ исполнено около 1,2 млн договоров на социальную газификацию
В общей сложности к настоящему времени с жителями страны заключено…
Из танкера «Волгонефть-239» откачали 70 куб м мазута
Мазут загружается в герметичные битумовозы, оборудованные системой подогрева. Всего привлечено…
ПС 110 кВ Петродворец обеспечила 30 кВт ФАПу в Ломоносовском районе Ленобласти
Энергетики построили ВЛ-0,4 кВ и смонтировали систему учета электроэнергии.
Группировку цистерн для вывоза мазута с танкера «Волгонефть-239» нарастят троекратно
Специалисты подготовили 12 цистерн для вывоза мазута, дополнительно выделены еще…
РЖД и Кузбасс заключили соглашение о вывозе угля на восток на 2025г
РЖД обеспечат транспортировку на экспорт в восточном направлении 54,1 млн…