Актуально
В Крыму увеличат число АЗС с топливом в свободной продажеМинэнерго РФ не рассматривает запрет экспорта дизеля для НПЗСО ЕЭС в декабре проведет 1-й отбор агрегаторов энергоспроса в ДФОВ 2026г Хабаровский нефтезавод планирует переработать свыше 5 млн т нефтиРоссети предложили ужесточить ответственность за самовольное присоединение «черных» майнеров к электросетямСтремительный рост экспорта СПГ из США может привести к перенасыщению рынка
«Транснефть» и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, обсуждающие варианты раздела бизнеса в Новороссийском порту, могут стать партнерами в порту Махачкалы, где монополистом по перевалке нефти сейчас является местный «Дагнефтепродукт». «Сумма» заинтересована в расширении портовых мощностей, а «Транснефти», лишившейся поставок из Азербайджана, надо загрузить нефтепровод Махачкала—Новороссийск. По мнению источников и экспертов, при таком взаимодействии «Сумма» может реализовать проект, не испортив отношения с местным бизнесом, а «Транснефть» — обеспечить лоббистскую поддержку, пишет «Коммерсантъ».
«Транснефть» рассматривает возможность расширить мощности по приему нефти в Махачкалинском морском торговом порту (ММТП) для ее транспортировки по трубопроводу Махачкала—Новороссийск, сообщил вчера глава компании Николай Токарев. Такие планы, по его словам, связаны с большим количеством поступающих в госкомпанию заявок от желающих прокачивать нефть по этому направлению. Господин Токарев добавил, что один из крупнейших мировых нефтетрейдеров — нидерландская Trafigura — предложил взять на себя консолидацию всех поставок туркменской нефти в Махачкалу, обеспечивая стабильность и регулярность поставок.
Сейчас в Махачкале переваливается российская, казахская и туркменская нефть. В 2013 году через порт прокачано 4,2 млн тонн нефти, из которых 1,1 млн тонн — нефть с месторождения имени Корчагина ЛУКОЙЛа, а 3,12 млн тонн — транзитная нефть. Но труба Махачкала—Новороссийск — часть нефтепровода Баку—Новороссийск, по которому шла азербайджанская нефть. По межправительственному соглашению ежегодно Азербайджан должен был прокачивать 5 млн тонн, но в последние годы не выполнял эти обязательства. Соглашение в 2013 году было расторгнуто, и в конце ноября «Транснефть» объявила о консервации участка нефтепровода от Махачкалы до границы с Азербайджаном. Но пока поставок в порт Махачкалы для полной загрузки трубы до Новороссийска недостаточно.
В «Транснефти», как вчера пояснил ее представитель, недовольны не только нестабильностью поставок, но и качеством нефти, которая поступает в трубу в Махачкале (высокое содержание воды). Кроме того, источники, знакомые с ситуацией, называют резервуары «Дагнефтепродукта», которому принадлежит перевалочная инфраструктура в ММТП, устаревшими. Сам ММТП принадлежит государству.
Но в конце декабря о желании построить дополнительную инфраструктуру рядом с ММТП (в том числе по хранению нефти и нефтепродуктов) объявила и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, которая в последнее время начала активно участвовать в бизнес-проектах в Дагестане. «Сумма» является и партнером «Транснефти» в Новороссийском морском торговом порту (НМТП), но сейчас компании находятся в процессе обсуждения раздела активов. В «Сумме» вчера подчеркнули, что готовы рассмотреть возможность новых проектов с «Транснефтью», в том числе и на базе ММТП, так как «рост перекачки нефти через Махачкалу станет позитивным событием не только для этого порта, но и для НМТП». Николай Токарев подтвердил, что «Транснефть» получила предложение «Суммы» по строительству терминалов возле ММТП, но пока оно не рассматривалось всерьез.
Но источник, близкий к госкомпании, пояснил, что «Транснефть» заинтересована в развитии порта группой «Сумма», и особенно в создании ею инфраструктуры по перевалке нефти. Так монополия смогла бы избежать сотрудничества с «Дагнефтепродуктом». Но, по словам одного из источников, близкого к одной из сторон переговоров, «Сумма» пока не готова идти вразрез с интересами «Дагнефтепродукта».
Андрея Полищук из Raiffeisenbank считает, что текущие проблемы ММТП могли бы быть эффективно решены совместными усилиями «Суммы» и «Транснефти», «группа могла бы выполнять функции инвестора и управленца, а трубопроводная монополия — лоббиста на федеральном уровне». Но если господин Магомедов решит строить собственный нефтеналивной терминал, ему придется либо выкупить инфраструктуру «Дагнефтепродукта», либо предложить ему совместный проект.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Минэнерго РФ не рассматривает запрет экспорта дизеля для НПЗ
Ранее правительство РФ ввело ограничения на экспорт бензина и дизеля…
СО ЕЭС в декабре проведет 1-й отбор агрегаторов энергоспроса в ДФО
В 1-й ценовой зоне предельный объем услуг управления спросом составит…
В 2026г Хабаровский нефтезавод планирует переработать свыше 5 млн т нефти
Автобензина планируется произвести 693 тыс т, дизтоплива — 1 млн…
Россети предложили ужесточить ответственность за самовольное присоединение «черных» майнеров к электросетям
За 9 мес 2025г в СКФО зафиксированы 94 случая хищения…
Стремительный рост экспорта СПГ из США может привести к перенасыщению рынка
Только за последний месяц в Вашингтоне был одобрен запуск 3-х…