Новости энергетики 16+

Газпром нашел новый рынок в Италии

«Газпром» собирается выйти на крупнейший в Европе итальянский рынок газомоторного топлива. Развивать этот бизнес хочет сбытовая компания «Газпрома» в Италии Promgas, которая сейчас поставляет сырье только энергокомпании Edison, постоянно оспаривающей контракты с монополией в суде. Аналитики сомневаются, что за счет поставок транспорту «Газпром» сможет значительно увеличить сбыт в Европе. Но развитие сегмента даст аргумент в пользу сохранения привязки газовых цен к нефтяным, пишет «Коммерсантъ».

 

Дочерняя сбытовая компания «Газпрома» в Италии Promgas S.p.A собирается заняться реализацией газомоторного топлива для автомобилей и бункеровки, рассказал в интервью корпоративному изданию «Голубое топливо» гендиректор Promgas Ростислав Казанцев, которого цитирует «Интерфакс». Сейчас, по его словам, компания изучит возможность строительства в Италии автоматических газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) для заправки автомобилей сжатым метаном. Затем Promgas хочет выйти с метаном на итальянский рынок бункеровочного топлива. Пока компания изучает рынок и выбирает партнеров, пояснил господин Казанцев.

По данным Международной газомоторной ассоциации, Италия является крупнейшим в Европе и седьмым в мире рынком использования газа в качестве топлива. В стране на газе ездят 780 тыс. автомобилей, это в девять раз больше, чем в России. В Италии уже есть около 860 АГНКС (в России — 250), с 2007 года их количество выросло в полтора раза. В целом Италия потребляет около 70 млрд кубометров газа в год (третий по размерам рынок Европы), «Газпром» ежегодно поставляет туда до 15 млрд кубометров. Идею расширения сбыта газа в Европе и России в виде моторного топлива «Газпром» продвигает с конца 2012 года.

Promgas S.p.A создана «Газпромом» в Италии в 1993 году на паритетных началах с ENI для реализации газа потребителям, а в 2011 году монополия выкупила Promgas. Единственный контракт компании на поставку 2 млрд кубометров газа в год заключен с итальянской Edison (принадлежит французской EdF). Но с ней у «Газпрома» периодически возникают проблемы: Edison неоднократно подавала в суд на Promgas, требуя пересмотра условий контракта. В конце июля в своем отчете Edison сообщила об очередном иске к Promgas с требованием пересмотра цены. В июне «Газпром» уже был впервые вынужден по решению суда изменить контрактные условия с немецкой RWE.

В то же время Ростислав Казанцев указывает на «сложную ситуацию в энергосекторе» Италии, где работает Edison, уточняя, что у Promgas «на ближайшее время нет планов относительно любых проектов в этой области». А использование газа в транспорте — «глобальная тенденция», и задача Promgas «достичь больших позиций» на итальянском рынке газомоторного топлива. В Европе монополии уже принадлежит по шесть АГНКС в Германии и Чехии, к 2015 году компания планирует увеличить их число в каждой из стран до 15. Текущий спрос в Европе на газ как моторное топливо в «Газпроме» оценивают примерно в 5 млрд кубометров и ожидают, что к 2030 году он возрастет до 40 млрд кубометров, в том числе за счет бункеровки.

Продажа газа в Европе едва ли сильно увеличит сбыт газа «Газпрома» в Европе, в Италии речь в лучшем случае может идти о сотнях миллионов кубометров, считает Виталий Крюков из «ИФД-Капитала». По его мнению, «Газпром» внедряет газомоторное топливо в Европе, где в топливном балансе для транспорта оно занимает около 1%, чтобы хоть как-то развить конкуренцию с бензином. Две трети нефти сейчас идет на бензин, газ применяется в основном в электроэнергетике, откуда он вытеснил мазут, говорит господин Крюков. Прямой конкуренции между газом и нефтью сейчас фактически нет, добавляет он, привязка цен на газ к нефтяным, против которой выступают клиенты монополии, выглядит необоснованно, но «Газпром» ее хочет сохранить.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх