Актуально
Российские акционеры NIS намерены как можно скорее урегулировать ситуацию вокруг компанииРФ и Сербия продолжают переговоры по газовому контрактуСовет директоров Русгидро принял проект стратегии развития группы до 2050гОперационная деятельность ДГК должна выйти на безубыточность за 5 летКольская АЭС досрочно выполнила задание ФАС по выработке 10,5 млрд кВтчСовет директоров Мосэнерго в январе рассмотрит рекомендацию по дивидендам-2024
Евросоюз беспокоит не только «Газпром», но и еще одна российская монополия — «Транснефть». Ей предложено отчитаться перед Еврокомиссией в Брюсселе о своей инвестпрограмме. Европейские чиновники опасаются, что из-за запуска новых маршрутов транспортировки российской нефти могут возникнуть перебои в поставках сырья на запад. «Транснефть» через неделю запускает вторую очередь нефтепровода ВСТО, по которому российская нефть будет идти в Азию. Источники уверены, что введение ВСТО-2 не повлияет на существующие объемы поставок в Европу, но нефть новых сибирских месторождений будет экспортироваться исключительно на восток, пишет «Коммерсантъ».
Еврокомиссия предложила «Транснефти» отчитаться в Брюсселе по ее инвестпрограмме, сообщил вчера президент трубопроводной монополии Николай Токарев. «Их волнует энергобезопасность поставок в Европу в связи с введением новых маршрутов»,— пояснил он. Запуск второй ветки трубопровода ВСТО, по которой должен осуществляться экспорт нефти в восточном направлении, запланирован на 25 декабря. Пока руководство компании не ответило на предложение Еврокомиссии, сославшись на то, что для этого нужно проконсультироваться с МИДом. Кроме того, «Транснефть» попадает под сентябрьский указ президента, запрещающий стратегическим компаниям предоставлять информацию по запросу зарубежных организаций. Согласовывать этот вопрос должно Минэнерго. Но Николай Токарев считает, что «бояться компании нечего». В Еврокомиссии от комментариев отказались.
До сих ЕС беспокоился только по поводу поставок в Европу российского газа. Но весной возникли проблемы и с нефтью. В апреле «Транснефть» зафиксировала, что поставки по трубопроводу «Дружба» значительно отстают от экспортных графиков. Тогда монополия пояснила, что экспортировать сырье в Чехию отказались ЛУКОЙЛ и «Роснефть», предпочтя альтернативные направления — в первую очередь запущенный в конце марта порт Усть-Луга мощностью 30 млн тонн нефти в год, который является конечной точкой второй очереди Балтийской трубопроводной системы. По данным Argus, после запуска порта поставки по «Дружбе» упали примерно на 20%. Проблемы продолжились в октябре: из-за сокращения поставок из России в Чехии остановились два НПЗ. Чешские компании увеличили закупки нефти по Трансальпийскому нефтепроводу (TAL), идущему от итальянского порта Триест, а позже начали переговоры с «Роснефтью» и ЛУКОЙЛом о подписании прямых контрактов на поставку 10 млн тонн нефти в год.
Кроме того, Евросоюз месяц назад выразил озабоченность снижением экспортной пошлины на нефть Восточной Сибири. Европейская сторона утверждает, что, предоставляя льготы, Россия субсидирует поставки нефти в Азию в ущерб европейскому рынку. Однако заместитель министра энергетики Павел Федоров в начале декабря заявил, что все претензии «несодержательны». «Мы стимулируем запуск определенных месторождений, проблемы тут нет»,— пояснил чиновник. Минэнерго надеется, что льготы только в Восточной Сибири позволят из 28 млрд тонн запасов вовлечь в эксплуатацию около 5 млрд тонн и в перспективе добывать там ежегодно 70-100 млн тонн нефти. При этом роста добычи на месторождениях Западной Сибири не наблюдается.
Источник на рынке поясняет, что запуск второй очереди ВСТО никак не отразится на объемах поставок нефти на запад. «Пока это даже технически невозможно, так как в Европу поступает нефть с месторождений Западной Сибири, а в азиатские страны — из Восточной, и это два разных по своим качествам вида нефти. Экспортировать нефть с востока на запад можно, но это крайне нерентабельно — придется везти по железой дороге»,— добавляет он. Однако для части новых месторождений на северо-западе Сибири после запуска ВСТО в силу особенностей конфигурации нефтепровода появится выбор, куда поставлять нефть, говорит другой источник, знакомый с ситуацией. «Именно об этих гринфилдах и беспокоится Евросоюз, так как они составляют 10-12% от общего объема нефти Западной Сибири — около 350 млн тонн»,— уточняет источник. Но по какому именно направлению пойдет нефть с этих месторождений, заранее ясно, уверен собеседник, так как для России крайне важно наладить поставки нефти на растущий азиатский рынок, особенно в Китай.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Российские акционеры NIS намерены как можно скорее урегулировать ситуацию вокруг компании
Минэкономразвития РФ держит ситуацию вокруг NIS на особом контроле.
РФ и Сербия продолжают переговоры по газовому контракту
Белград рассчитывает на заключение долгосрочного соглашения.
Совет директоров Русгидро принял проект стратегии развития группы до 2050г
Стратегия направлена на устойчивое развитие производства электрической и теплоэнергии, обеспечение…
Операционная деятельность ДГК должна выйти на безубыточность за 5 лет
Ожидаемый результат работы АО „ДГК“ за 2025г в ценовой зоне…
Кольская АЭС досрочно выполнила задание ФАС по выработке 10,5 млрд кВтч
Это составляет около 90% годового потребления электроэнергии Мурманской области.