Актуально
Отгрузка нефти с ВПУ-2 КТК приостановлена на неопределенный срок после атаки БЭКЭнергетики переустроили ЛЭП 10 кВ для строительства новых жилых домов в Краснопахорском районе МосквыВ 2026г РФ продолжит поставки ключевого оборудования для проекта ИТЭРВласти договорились направить дивиденды госкомпаний электроэнергетики на развитие отраслиСМЗУ позволит обеспечить выдачу допмощности электростанций Смоленской областиСербия не получила от США лицензии на поставки нефти и остановит НПЗ в Панчево
В рамках модернизации правительство РФ ожидает увеличения глубины переработки нефти не менее чем до 85%. Для этого была разработана нынешняя система таможенных пошлин «60-66-90». Она принесла свои позитивные плоды, однако, чтобы процесс не замедлился, государству уже сейчас стоит определиться с дальнейшими шагами, пишет РБК daily.
Система «60-66-90» — это модификация изначальной системы «60-66», которая предполагала отмену дифференцированных ставок таможенных пошлин на светлые и темные нефтепродукты и одновременное принятие общей ставки пошлины на уровне 66% от ставки пошлины на нефть. Нынешняя же система устанавливает экспортные пошлины на бензин/нафту в объеме 90% от пошлин на сырую нефть. «60-66-90» была введена в мае—июне 2011 года в целях снижения внутренних цен на бензин в качестве временной меры.
И теперь, по мнению вице-премьера Аркадия Дворковича, с учетом действующей запретительной ставки на экспорт светлых нефтепродуктов у компаний нет стимулов осуществлять глубокую переработку нефти. Расчеты «Транснефти» также свидетельствуют о недостаточности стимулов: при текущей ценовой конъюнктуре рынков экспортировать темные нефтепродукты намного выгоднее, чем нефть.
Запретительная пошлина на экспорт бензинов может тормозить «бензиновую» модернизацию заводов, так же как в свое время пониженная пошлина на темные нефтепродукты дестимулировала инвестиции в углубляющие процессы. Кроме того, уже в среднесрочной перспективе сохранение повышенной пошлины может привести к реальному дефициту бензинов в России, где в отличие от Европы именно бензин является основным моторным топливом, и модернизация направлена на обеспечение внутреннего рынка именно качественными бензинами.
Конечно, одномоментное снижение пошлин на бензины с уровня 90% до 66% приведет к росту внутренних цен, так как вырастет экспортная альтернатива (ввести запретительную пошлину просто, отменить — нет). Тем не менее в формировании внутренних цен на бензин участвует не только ставка экспортной пошлины. Рост внутренних цен в краткосрочной перспективе может быть сдержан более гибкой политикой в отношении акцизов, а в средне- и долгосрочной перспективе — повышением конкуренции на внутреннем рынке.
Наш анализ эффективности систем начисления пошлин показал, что при изначально планировавшейся системе «60-66» инвестиции в углубляющие процессы становятся экономически более привлекательными, а экономическая EBITDA растет пропорционально улучшению качества корзины нефтепродуктов.
Но наиболее оптимальным вариантом является выравнивание таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты и дальнейшее снижение пошлины на сырую нефть по мере модернизации российской нефтепереработки и одновременного реформирования системы налогообложения в сфере нефтедобычи.
Такой вариант простимулирует компании увеличить глубину переработки вместо строительства избыточных для мирового рынка и самой России мощностей по перегонке нефти. В результате выиграют все заинтересованные стороны, так как российский рынок будет насыщен предложением высококачественных нефтепродуктов, а высокий уровень загрузки отечественных НПЗ обеспечит собственникам стабильные денежные потоки даже в условиях негативной конъюнктуры на мировом рынке нефтепереработки.
Что касается информации о потерях для бюджета, то часть из них стали результатом недополученной выгоды от обложения нефтедобычи, поскольку в системе «60-66» пошлина на экспорт сырой нефти была снижена примерно на 7%. Выпадение доходов бюджета прогнозировалось и нами, и рабочими группами Минэнерго, а потому было ожидаемым. Однако если изначально предполагалось, что за счет снижения рентабельности первичной перегонки некоторый объем сырой нефти уйдет с НПЗ на экспорт и таким образом удастся компенсировать выпадение, то из-за высоких цен на нефть первичная переработка оказалась рентабельной и даже мини-НПЗ работают с прибылью. По данным Росстата, объем первичной переработки нефти в стране за девять месяцев 2012 года вырос на 4,2%, или 8 млн т.
Необходимо иметь ввиду, что оценки Минфином потерь для бюджета в размере 1,6 млрд долл. также связаны с предоставлением дополнительных налоговых льгот некоторым месторождениям Восточной Сибири, Ямала, месторождениям высоковязкой нефти и «Татнефти» с «Башнефтью» для компенсации выпадающих доходов от внедрения системы «60-66».
При этом, по данным Минэнерго, рост инвестиций в отечественную нефтяную отрасль за первую половину 2012 года в результате внедрения системы налогообложения «60-66-90» составил 14% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, или 1,5 млрд долл. Так, например, «Роснефть» за первое полугодие увеличила объем капитальных вложений в Upstream на 18%, ТНК-ВР – на 6%, а ЛУКОЙЛ — на 48%.
Из-за роста экспорта темных нефтепродуктов Минэкономразвития еще в марте предлагало повысить экспортные пошлины на темные нефтепродукты до 90% от пошлины на сырую нефть. Однако ключевым условием для достижения успеха при этом является необходимость со стороны государства заранее обозначить указанную политику на сближение пошлин и закрепить ее на законодательном уровне, поскольку даже Минэнерго согласно с тем, что в сфере расчета ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты российские ведомства не всегда последовательны.
Как справедливо полагает Минэнерго, резкое изменение условий будет свидетельствовать о непоследовательности государственной политики, а эффект от системы «60-66» необходимо рассматривать в комплексе с результатами программы модернизации нефтеперерабатывающей отрасли России, увеличением инвестиций нефтяных компаний и влиянием на развитие добычи в стране. И год, пока действует режим «60-66», по мнению замминистра финансов Сергея Шаталова, недостаточный срок, чтобы делать какие-то определяющие выводы.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Отгрузка нефти с ВПУ-2 КТК приостановлена на неопределенный срок после атаки БЭК
Об этом говорится в заявлении «Транснефти».
Энергетики переустроили ЛЭП 10 кВ для строительства новых жилых домов в Краснопахорском районе Москвы
Построены новые КЛ-10 кВ по новой трассе.
В 2026г РФ продолжит поставки ключевого оборудования для проекта ИТЭР
В 2026г планируется поставка 2-го из 4-х российских испытательных стендов,…
Власти договорились направить дивиденды госкомпаний электроэнергетики на развитие отрасли
Минфин и Минэнерго РФ смогли достичь договоренности о направлении выплаченных…
СМЗУ позволит обеспечить выдачу допмощности электростанций Смоленской области
СМЗУ введена в контролируемых сечениях «Восток-1» и «Восток-2».
Сербия не получила от США лицензии на поставки нефти и остановит НПЗ в Панчево
Заявил президент республики Александар Вучич.