Новости энергетики 16+

Об участии в Штокмановском проекте задумалась ExxonMobil

К возможным претендентам на вхождение в Штокмановский проект добавилась еще одна компания: вслед за англо-голландской Shell интерес к освоению месторождения проявила американская ExxonMobil. У первой, впрочем, шансов намного больше, ведь «Газпром» уже успешно сотрудничает с Shell по проекту «Сахалин-2», считают эксперты, пишет РБК daily.

ExxonMobil не исключает возможности вхождения в проект разработки Штокмановского месторождения «при правильных условиях», сообщил глава компании Рекс Тиллерсон в интервью The Wall Street Journal (WSJ). Это может произойти за счет снижения долей существующих партнеров по проекту — французской Total и норвежской Statoil, однако переговоры с ними пока не ведутся, уточнил он.

ExxonMobil уже второй претендент на участие в разработке Штокмановского месторождения: ранее возможным участником называлась Shell. Переговоры по ее участию уже ведутся, отмечало Reuters со ссылкой на источники, близкие к консорциуму. При этом интерес обеих компаний к Штокмановскому проекту не случаен: в свое время ExxonMobil и Shell участвовали в переговорах на ранних стадиях обсуждения проекта, однако не были выбраны для участия. Тогда в предварительный список вошли всего пять компаний — Norsk Hydro, Statoil (в 2007 году компании объединились в одну — StatoilHydro, которая позже была переименована в Statoil), Total, Chevron и ConocoPhillips, а окончательный состав консорциума сформировали Total и Statoil с долями 25 и 24% соответственно (51% у «Газпрома»).

В Statoil вчера не стали комментировать возможное вхождение в проект ни ExxonMobil, ни любого другого участника. «Мы остаемся партнером в проекте и продолжаем наши попытки реализовать его», — сказал представитель компании. В Total на вопрос вчера не ответили, однако ранее компания заявляла, что рассчитывает сохранить за собой 25% в консорциуме.

В «Газпроме» возможность участия в проекте ExxonMobil вчера также не комментировали. Однако из слов главы компании Алексея Миллера следует, что «Газпром» ведет переговоры сразу с несколькими компаниями (при этом новый партнер может появиться за счет сокращения доли прежних, доля «Газпрома» не изменится). Правда, участник будет отобран только один, уточнил вчера зампред правления монополии Александр Медведев.

В существующем виде консорциум Shtokman Development уже несколько лет не может приступить к реализации проекта. Основных проблем у участников сразу несколько: слишком высокие затраты на разработку, неопределенность в отношении поставок газа, отсутствие ключевых льгот. В результате принятие окончательного инвестрешения постоянно откладывалось: в конце марта совет директоров Shtokman Development вновь отложил его до 1 июля этого года.

По мнению аналитика «Тройки Диалог» Валерия Нестерова, по сравнению с Shell у ExxonMobil меньше шансов стать третьим иностранным участником проекта. «У «Газпрома» уже есть налаженное сотрудничество с Shell (компании вместе разрабатывают проект «Сахалин-2», в то время как ExxonMobil является партнером «Роснефти», которая в некотором смысле конкурирует с «Газпромом», — рассуждает эксперт. Но вхождение третьего партнера весьма желательно: у Штокмановского проекта сейчас немало рисков, включая снижающиеся цены на нефть, к которым привязаны долгосрочные контракты на поставку газа, и неопределенность в отношении рынков сбыта, и расширение состава участников поможет диверсифицировать эти риски, подытожил г-н Нестеров.

Екатерина Сафонова

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх