Новости энергетики 16+

ФАС не разрешила Газпрому создать еще одну монополию

ФАС продолжает закручивать гайки монополии «Газпрома». В пятницу стало известно, что ведомство отказало концерну в участии в приватизации госкомпании, занимающейся перевозкой сжиженного углеводородного газа в России. Однако «Газпром» не расстроился и собирается самостоятельно развивать это направление в рамках своей деятельности, пишет РБК daily.

«На этой неделе было принято решение отказать «Газпрому» в возможности участия в конкурсе на покупку «СГ-Транса», — заявил в пятницу замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. По его словам, покупка «Газпромом» компании «СГ-Транс» может создать монополиста на данном рынке с долей более чем 80% (по Прайм).

«СГ-Транс» является крупнейшим в России транспортировщиком сжиженного углеводородного газа. Его доля на рынке перевозок и реализации сырья оценивается в 62%. Чистая прибыль компании в 2010 году составила 314 млн руб. Компания имеет 14 филиалов по транспортировке СУГ, 12 филиалов по реализации газа, занимающихся оптовой поставкой товарного СУГ в баллонах и автоцистернах потребителям и на собственные АГЗС (более 60 штук).

Продажа «СГ-Транса» внесена в программу приватизации госимущества на 2011—2013 годы. В настоящее время 100% голосующих акций «СГ-Транса» находятся во владении Федерального агентства по управлению имуществом (Росимущество), которое оценивает актив в 11 млрд руб. Минэкономразвития планирует продать компанию уже в этом месяце.

Всего на участие в конкурсе было подано девять заявок. В феврале ФАС одобрила участие в конкурсе «Спецэнерготранса», транспортно-экспедиторской компании «Евротранс», Brunswick Rail, «Спецтрансгаранта», «Нефтетранссервиса» и «ОТЭКО-Портсервиса». Позже ведомство удовлетворило заявки АФК «Система» и ЗАО «Юкос-Транссервис», принадлежащего «Роснефти».

В «Газпромтрансе» ответили, что ожидали подобного решения ФАС. Теперь, вероятнее всего, компания направит средства на модернизацию собственной транспортной инфраструктуры. Для этого она в том числе собирается приобрести более 6 тыс. новых цистерн для транспортировки СУГ. «Мы просто будем покупать дополнительно парк и ориентироваться на большегрузные цистерны в 95 кубов, часть которых будет из Украины. Это будут инновационные безрамные цистерны, которые максимально увеличат грузоподъемность», — сказал начальник управления долгосрочного планирования и развития «Газпромтранса» Андрей Ващенко. Парк «СГ-Транса» в свою очередь состоит из цистерн объемом 54 и 75 кубометров газа.

ФАС уже неоднократно обвиняла «Газпром» в нарушении антимонопольного законодательства и злоупотреблении своим положением на российском рынке. В 2009 году на компанию пожаловался «Газэнергоальянс», заявивший, что монополия не допускает его к ГТС. Осенью того же года в ФАС обратилась уже «Роснефть», заявившая, что «Газ­пром» неправомерно ограничивал прием в ГТС газа с ее месторождений. При этом нефтяная компания указывала, что весь добываемый ею газ уже был законтрактован и распределен между потребителями. В итоге «Роснефть» не смогла реализовать свой газ и была вынуждена сжигать его в факелах в объемах, превышающих дозволенные Киотским протоколом, в связи с чем была вынуждена заплатить штраф.

В 2011 году ФАС не удовлетворила ходатайство Газпромбанка о передаче ему в доверительное управление 50,9% акций МОЭСК. А в начале текущего года ФАС признала, что «Газпром» нарушает закон о защите конкуренции, когда монополист необоснованно отказал «Реал-газу» в доступе к своей ГТС. Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает очередное решение ФАС отказать «Газпрому» в приобретении «СГ-Транса» справедливым, так как «Газпром» не должен создавать на российском рынке окончательную монополию, отмечая, что никаких потерь компания от этого запрета не понесет.

В последние годы правительство проводит политику либерализации газового рынка, и «Газпром» постепенно теряет политическую поддержку в России, отмечают аналитики «Инвесткафе». Это подтверждает повышение НДПИ, замедление роста индексации тарифов со стороны ФСТ, увеличение дивидендов и переход все большего количества крупных потребителей газа к НОВАТЭКу. По мнению экспертов, на «СГ-Транс» также не будут претендовать его крупнейшие клиенты — «Сибур» и НОВАТЭК: такой крупный непрофильный актив стоимостью 380 млн долл. для них непривлекателен. Наиболее вероятными претендентами остаются транспортные компании: «Спецэнерготранс», «Евротранс», Brunswick Rail, «Нефтетранссервис» и «Спецтрансгарант».

Кристина Юст

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх