Новости энергетики 16+

Транснефть готова вернуть Китаю $10 млрд

Конфликт «Транснефти» и китайской CNPC продолжается. Российская компания не может добиться от CNPC полной оплаты поставленной нефти и выразила готовность досрочно погасить кредит госбанка Китая в размере $10 млрд, выданный в обмен на льготные поставки, а также начать судебные разбирательства. «Транснефть» может привлечь необходимые средства, но эскалации конфликта помешает заинтересованность российских нефтяников и «Газпрома» в рынке Китая, пишет «Коммерсантъ».

«Транснефть» может досрочно погасить кредит в $10 млрд, который получила от Банка развития Китая в 2009 году, если начнет судебные разбирательства с CNPC. На переговорах в начале недели компания сообщила об этом представителям банка, говорит знакомый с ситуацией источник. Однако, уточнил он, решение о подаче иска еще не принятою. В «Транснефти» официально эту информацию не комментируют.

Спор между CNPC и «Транснефтью» возник в начале года вокруг стоимости поставляемой в Китай нефти. В 2009 году «Роснефть», «Транснефть» и CNPC подписали соглашение, по которому российские компании обязались поставить в Китай в 2011-2030 годах на льготных условиях 300 млн тонн нефти в обмен на кредиты в $15 млрд и $10 млрд соответственно. Полученные средства «Роснефть» частично потратила на то, чтобы расплатиться за активы ЮКОСа, а «Транснефть» — на строительство ответвления от ВСТО до границы с Китаем.

Стоимость нефти определяется в соглашении специальной формулой, которую стороны не раскрывают. Однако в марте этого года стало известно о долге CNPC в $40 млн. Стороны по-разному оценили коэффициент T, который влияет на стоимость прокачки нефти. После ввода в эксплуатацию ответвления от ВСТО маршрут поставок сократился, поэтому она должна быть дешевле на $13, считают в CNPC. Но в России действует единый сетевой тариф в размере 1815 руб. за тонну (около $65), поэтому стоимость прокачки уменьшаться не должна, убеждены в «Транснефти». «Роснефть» и «Транснефть», по неофициальной информации, оценивали потери от одностороннего пересмотра контракта до 2030 года в $11,3 млрд и $16,9 млрд соответственно.

Договориться на корпоративном уровне у сторон долгое время не получалось. Ситуация изменилась лишь после того, как в нее вмешались правительства двух стран. После очередного раунда переговоров с участием вице-премьера Игоря Сечина и его китайского коллеги Ван Цишаня CNPC согласилась частично оплатить долг. Сейчас, по информации источников, CNPC должна «Транснефти» $34 млн, а «Роснефти» — $51 млн. Но в «Роснефти» вариант обращения в суд не рассматривают, говорит источник в компании, поясняя: «Будем договариваться». Игорь Сечин также уверял, что российская сторона не пойдет на судебное разбирательство.

Источник в Банке развития Китая уверяет, что стороны заинтересованы в мирном урегулировании ситуации, отмечая, что у «Транснефти» вряд ли получится досрочно погасить кредит. «Платежеспособность российских компаний вызывает у нас сомнения»,— говорит собеседник. Полный разрыв соглашения может дорого обойтись «Роснефти» и «Транснефти». «Там завязано британское законодательство плюс кредитное соглашение. Мы тогда попадаем на серьезные проценты, у нас здорово связаны руки»,— пояснял в мае источник «Интерфакса».

Но Денис Борисов из Банка Москвы называет финансовое состояние «Транснефти» «достаточно комфортным»: на конец первого квартала чистый долг компании составил $10,9 млрд, а его отношение к EBITDA — всего 1,3. «Транснефть» сможет привлечь необходимый объем средств, правда не на таких выгодных условиях, как у Банка развития Китая, уточняет аналитик. Однако Виталий Крюков из «ИФД-Капитала» считает досрочный возврат кредита или разрыв контракта маловероятным. Подобные действия «Транснефти» не найдут поддержки у российского правительства, поясняет аналитик, ведь у Китая избыток предложений по импорту углеводородов, в экспорте в стране заинтересованы и нефтяники, и «Газпром».

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх