Актуально
Ученые из РФ и Китая разработали метод превращения изношенных шин в нанотрубкиМВФ прогнозирует снижение цен на нефть до $68,9 в 2025гГосДума приняла закон об особенностях применения норм об электроэнергетике в регионахБаку и Астана планируют к 2027г нарастить транзит нефти из Казахстана до 7 млн тЦена на АИ-92 прибавила на бирже 0,03%В Кировском районе Ленобласти реконструирована ПС 110 кВ
Конфликт «Транснефти» и китайской CNPC продолжается. Российская компания не может добиться от CNPC полной оплаты поставленной нефти и выразила готовность досрочно погасить кредит госбанка Китая в размере $10 млрд, выданный в обмен на льготные поставки, а также начать судебные разбирательства. «Транснефть» может привлечь необходимые средства, но эскалации конфликта помешает заинтересованность российских нефтяников и «Газпрома» в рынке Китая, пишет «Коммерсантъ».
«Транснефть» может досрочно погасить кредит в $10 млрд, который получила от Банка развития Китая в 2009 году, если начнет судебные разбирательства с CNPC. На переговорах в начале недели компания сообщила об этом представителям банка, говорит знакомый с ситуацией источник. Однако, уточнил он, решение о подаче иска еще не принятою. В «Транснефти» официально эту информацию не комментируют.
Спор между CNPC и «Транснефтью» возник в начале года вокруг стоимости поставляемой в Китай нефти. В 2009 году «Роснефть», «Транснефть» и CNPC подписали соглашение, по которому российские компании обязались поставить в Китай в 2011-2030 годах на льготных условиях 300 млн тонн нефти в обмен на кредиты в $15 млрд и $10 млрд соответственно. Полученные средства «Роснефть» частично потратила на то, чтобы расплатиться за активы ЮКОСа, а «Транснефть» — на строительство ответвления от ВСТО до границы с Китаем.
Стоимость нефти определяется в соглашении специальной формулой, которую стороны не раскрывают. Однако в марте этого года стало известно о долге CNPC в $40 млн. Стороны по-разному оценили коэффициент T, который влияет на стоимость прокачки нефти. После ввода в эксплуатацию ответвления от ВСТО маршрут поставок сократился, поэтому она должна быть дешевле на $13, считают в CNPC. Но в России действует единый сетевой тариф в размере 1815 руб. за тонну (около $65), поэтому стоимость прокачки уменьшаться не должна, убеждены в «Транснефти». «Роснефть» и «Транснефть», по неофициальной информации, оценивали потери от одностороннего пересмотра контракта до 2030 года в $11,3 млрд и $16,9 млрд соответственно.
Договориться на корпоративном уровне у сторон долгое время не получалось. Ситуация изменилась лишь после того, как в нее вмешались правительства двух стран. После очередного раунда переговоров с участием вице-премьера Игоря Сечина и его китайского коллеги Ван Цишаня CNPC согласилась частично оплатить долг. Сейчас, по информации источников, CNPC должна «Транснефти» $34 млн, а «Роснефти» — $51 млн. Но в «Роснефти» вариант обращения в суд не рассматривают, говорит источник в компании, поясняя: «Будем договариваться». Игорь Сечин также уверял, что российская сторона не пойдет на судебное разбирательство.
Источник в Банке развития Китая уверяет, что стороны заинтересованы в мирном урегулировании ситуации, отмечая, что у «Транснефти» вряд ли получится досрочно погасить кредит. «Платежеспособность российских компаний вызывает у нас сомнения»,— говорит собеседник. Полный разрыв соглашения может дорого обойтись «Роснефти» и «Транснефти». «Там завязано британское законодательство плюс кредитное соглашение. Мы тогда попадаем на серьезные проценты, у нас здорово связаны руки»,— пояснял в мае источник «Интерфакса».
Но Денис Борисов из Банка Москвы называет финансовое состояние «Транснефти» «достаточно комфортным»: на конец первого квартала чистый долг компании составил $10,9 млрд, а его отношение к EBITDA — всего 1,3. «Транснефть» сможет привлечь необходимый объем средств, правда не на таких выгодных условиях, как у Банка развития Китая, уточняет аналитик. Однако Виталий Крюков из «ИФД-Капитала» считает досрочный возврат кредита или разрыв контракта маловероятным. Подобные действия «Транснефти» не найдут поддержки у российского правительства, поясняет аналитик, ведь у Китая избыток предложений по импорту углеводородов, в экспорте в стране заинтересованы и нефтяники, и «Газпром».
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Ученые из РФ и Китая разработали метод превращения изношенных шин в нанотрубки
В углеродные нанотрубки и водород при помощи относительно дешевого и…
МВФ прогнозирует снижение цен на нефть до $68,9 в 2025г
И до $65,8 в 2026-м.
ГосДума приняла закон об особенностях применения норм об электроэнергетике в регионах
Закон вступит в силу с 1 марта 2026г, за исключением…
Баку и Астана планируют к 2027г нарастить транзит нефти из Казахстана до 7 млн т
По трубопроводу Баку — Тбилиси — Джейхан.
Цена на АИ-92 прибавила на бирже 0,03%
На Аи-95 — не изменилась.
В Кировском районе Ленобласти реконструирована ПС 110 кВ
Энергетики заменили на объекте силовой трансформатор 16 МВА на более…