Новости энергетики 16+

Минэнерго на год переносит запрет на оборот бензина Евро-2

Минэнерго подготовило пакет предложений о переносе на год запрета на оборот бензина экологического класса «Евро-2». Эта мера должна покончить с бензиновым кризисом в России, но может усугубить топливные проблемы Монголии и Таджикистана. Обеспечить баланс спроса и предложения как на внутреннем, так и на внешнем рынке может продолжающийся рост цен на бензин: по данным Росстата, за неделю он составил 0,4%, пишет «Коммерсантъ».

Минэнерго подготовило пакет предложений, предусматривающий перенос сроков перехода на топливо экологического класса «Евро-3» и отмену запрета на реализацию топлива «Евро-2». Об этом заявил замглавы Минэнерго Сергей Кудряшов после совещания, посвященного ситуации на топливном рынке. При этом Минэнерго предполагает стимулировать компании к переходу на производство высококачественного топлива путем повышения акцизов на некачественное. Акциз на высокооктановый бензин «Евро-3» составляет 5,6 тыс. руб., на «Евро-2» – 5,9 тыс. руб. за тонну. В Минэнерго предлагают снизить акциз на «Евро-3» до 5 тыс. руб., а на «Евро-2» поднять до 7 тыс. руб. за тонну.

Предложения отменить запрет на «Евро-2» звучали еще в самом начале бензинового кризиса. Тогда Минэнерго утверждало, что объема производимого в стране бензина «Евро-3» было бы вполне достаточно для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, если бы компании не отправляли его на экспорт (см. «Онлайн» от 7 мая). Решением проблемы должно было стать повышение экспортной пошлины на бензины с 1 мая. По данным Минэнерго, в мае российские НПЗ увеличили выпуск бензина: вместо 2,4 млн тонн было произведено 2,6 млн тонн, при этом все нефтепродукты были направлены на внутренний рынок. Однако ограничение экспорта не решило проблем с бензином внутри страны, зато распространило топливный кризис на традиционных импортеров российских нефтепродуктов, Монголию и Таджикистан. В Киргизию, в которой рост цен на моторное топливо уже дважды приводил к революциям, поставки осуществляются бесперебойно.

Как пояснил директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков, сегодня нефтепродуктов на внутреннем рынке достаточно, перебои объясняются логистическими проблемами. Из-за того что ряд крупных НПЗ «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и «Газпрома» не успели подготовиться к переходу на «Евро-3», пострадали поставки топлива в «завязанные» на них регионы. В мае сбытовым подразделениям этих компаний приходилось искать нетривиальные решения логистических проблем. Например, «Роснефть» покупала на бирже для розницы бензин у ЛУКОЙЛа, а свой «Евро-2» по своповой схеме отдавала «Газпром нефти», которая экспортировала его в Киргизию. В результате без топлива остались независимые сети АЗС.

Предполагается, что отмена запрета на «Евро-2» не только обеспечит доппоставки на рынок около 100 тыс. тонн бензина ежемесячно, но и снимет остроту логистических проблем. Баланс между поставками на внутренний и внешний рынок обеспечит только рост цен. Пока правительство ему не препятствует: по данным Росстата, на прошлой неделе розничные цены на бензин выросли еще на 0,4%.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх