Новости энергетики 16+

Нефтяные пошлины перекачают в бензиновые

Уже с марта 2011 года для нефтяной отрасли России может быть введен новый налоговый режим. Как сообщил источник в Минэнерго, проект отраслевой налоговой реформы предполагает снижение экспортной пошлины на нефть и увеличение пошлины на экспорт нефтепродуктов. Потери бюджета от снижения пошлины на нефть будут компенсированы ростом объемов экспорта нефти. Однако эксперты опасаются падения нефтепереработки — оно угрожает РФ дефицитом светлых нефтепродуктов на внутреннем рынке и ростом цен на высокооктановые бензины, пишет «Коммерсантъ».

Минэнерго предлагает ввести новый налоговый режим для нефтяной отрасли с марта текущего года. Об этом сообщил источник в ведомстве. Вчера основные параметры нового налогового режима «60-66» были одобрены на совещании у вице-премьера Игоря Сечина. По информации «Коммерсанта», против нового режима на совещании выступили представители двух компаний — «Башнефть» и ЛУКОЙЛ, но в самих компаниях вчера отказались подтвердить эту информацию.

Предлагаемый Минэнерго налоговый режим «60-66» предполагает снижение экспортной пошлины на нефть примерно на 7%. Согласно закону «О таможенном тарифе» пошлина рассчитывается по формуле: $29,2 за тонну плюс 65% от разницы между ценой мониторинга и $182,5 (эквивалент $25 за баррель). Минэнерго предлагает заменить 65% в формуле на 60% (первая цифра в названии проекта). Вторая цифра в названии — ставка экспортной пошлины на корзину нефтепродуктов в процентах от нефтяной пошлины. Сегодня ставка пошлин на корзину нефтепродуктов составляет 55% от нефтяной (70,7% на светлые и 38,1% на темные нефтепродукты). Минэнерго предлагает уравнять пошлину на светлые и темные нефтепродукты на уровне 66% от нефтяной пошлины.

Как пояснил управляющий директор IHS CERA Сергей Вакуленко, снижение экспортных пошлин на нефть не приведет к падению доходов бюджета. Снижение экспортной пошлины на нефть будет компенсировано ростом объема экспорта. Однако в то же время, по оценке эксперта, новый налоговый режим приведет к снижению нефтепереработки на легальных НПЗ — примерно на 20-30 млн т в год. Общее сокращение нефтепереработки может составить до 50 млн т в год (примерно 20% от общего объема), примерно на столько же вырастет объем экспорта сырой нефти.

В РФ из более чем 500 млн т добываемой нефти перерабатывается примерно половина. Из полученных 250 млн т нефтепродуктов около 100 млн т покрывают внутреннее потребление, а оставшиеся 150 млн идут на экспорт. При этом значительная часть экспорта нефтепродуктов (около 90 млн т) — это экспорт «хвостов», то есть вынужденный экспорт темных нефтепродуктов и некачественного дизтоплива, остающихся после насыщения внутреннего рынка бензином и керосином. Еще 50-60 млн т экспорта в год обеспечивается нефтепереработкой, ориентированной только на экспорт, рентабельность которой во многом обеспечивается сравнительно низкими пошлинами на нефтепродукты. Новый налоговый режим должен ударить именно по этому сегменту. Предполагается, что объем нефтепереработки, ориентированной только на экспорт, сократится вдвое. Это станет первым шагом по устранению перекосов в действующей системе налогообложения нефтяной отрасли.

Сегодня компаниям выгоднее всего продавать нефтепродукты на внутреннем рынке, затем идет экспорт нефтепродуктов; экспорт нефти наименее выгоден из-за высоких экспортных пошлин. Рост мировых цен на нефть при этом только ухудшает ситуацию, так как укрепляет рубль и делает нефтедобычу еще более затратной. В результате компаниям, чтобы избежать падения добычи, приходится перераспределять ресурсы в нефтедобычу из нефтепереработки. Введение нового налогового режима повысит цену экспортной альтернативы за счет снижения экспортной пошлины и поднимет внутренние цены на нефть, что, в свою очередь, повысит рентабельность нефтедобычи и обеспечит ее рост. Предполагается, что от введения нового налогового режима в целом выиграют и отрасль, и государство.

При этом, по данным источника в Минэнерго, новый налоговый режим снизит рентабельность «Башнефти», определенные неудобства может испытать ЛУКОЙЛ, а самое заметное снижение объемов нефтепереработки грозит Киришскому НПЗ «Сургутнефтегаза» — объем перерабатываемой на нем нефти может снизиться с 20 млн т до 8 млн в год. Впрочем, выигрыш «Сургутнефтегаза» в нефтедобыче от снижения пошлин должен покрыть падение нефтепереработки.

Однако независимые эксперты не согласны с тем, что перенос сроков повышения и выравнивания пошлин на нефтепродукты с 2013 на 2011 год ничем не грозит отрасли и внутреннему рынку. Как пояснил директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков, 2013 год для выравнивания пошлин был выбран неслучайно. К 2014-2015 годам планировалось выйти на профицит высокооктанового бензина за счет увеличения глубины переработки и вторичных процессов. Сейчас же с выходом из кризиса наблюдается устойчивый рост спроса на бензин. «Если сейчас начать сокращать нефтепереработку, то на внутреннем рынке возникнет угроза дефицита высокооктановых бензинов, что приведет к резкому росту цен»,— полагает господин Строков.

Ведущий эксперт Минфина Александр Сакович полагает, что новый налоговый режим Минэнерго стал результатом неправильной постановки задачи. Разработчикам была поставлена цель увеличить доходы бюджета, в то время как весь мир решает совершенно другие задачи: повышение эффективности использования сырья и сокращение потребления невозобновляемых ресурсов. «Сегодня никто не может ответить на главный вопрос: зачем нам увеличивать добычу нефти?» — отмечает эксперт.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх