Новости энергетики 16+

Минэнерго поддержит нефтеэкспорт цифрами

Минэнерго подготовило предложения по изменению налогообложения нефтяной отрасли — «Налоговый режим 60-66». Проект предполагает снижение экспортной пошлины на нефть в среднем на 7% с повышением пошлины на нефтепродукты, но его реализация снизит налоговую нагрузку на нефтяную отрасль примерно на $3 млрд в год. В Минфине документ, разработанный под предлогом компенсаций потерь РФ от беспошлинных поставок нефти в Белоруссию, еще не обсуждался, пишет «Коммерсантъ».

Минэнерго подготовило и направило на согласование в Минфин свои предложения по формированию нового налогового режима для нефтяной отрасли. Как сообщил источник в ведомстве, рабочее название документа — «Налоговый режим 60-66». Согласно закону «О таможенном тарифе», пошлина рассчитывается по формуле: $29,2 за тонну плюс 65% от разницы между ценой мониторинга и $182,5 (эквивалент $25 за баррель). Проект Минэнерго предполагает замену 65% в формуле на 60% (первая цифра в названии проекта). Вторая цифра в названии — ставка экспортной пошлины на корзину нефтепродуктов в процентах от нефтяной пошлины. Сегодня ставка пошлин на корзину нефтепродуктов составляет 55% от нефтяной. В декабре 2010 года правительство утвердило график повышения пошлин на нефтепродукты до 60% от нефтяной пошлины к 2013 году. Минэнерго предлагает довести к 2013 году экспортную пошлину на корзину нефтепродуктов до 66% от нефтяной.

По расчетам экспертов Минэнерго, сближение ставок пошлин на нефть и нефтепродукты позволит снизить потери от беспошлинных поставок нефти в Белоруссию. При нынешних ценах на нефть потери бюджета РФ от них оцениваются до $5,6 млрд, новая система позволит сократить потери на $392 млн.

Решение о необходимости совершенствования налогообложения нефтяной отрасли было принято на совещании правительства с представителями нефтяной отрасли в октябре прошлого года в Самаре, где Минэнерго презентовало генсхему развития нефтяной отрасли до 2020 года. Из презентации главы Минэнерго Сергея Шматко следовало: существенная часть российской нефтепереработки занята тем, что перерабатывает нефть в низкокачественные нефтепродукты, стоимость которых ниже исходной нефти, но экспортировать которые выгоднее за счет пониженной ставки пошлины. В качестве решения проблемы предлагалось сблизить пошлины на нефть и нефтепродукты, но это грозило коллапсом всей российской нефтепереработке. На совещании в Самаре правительство поручило Минэнерго к концу года подготовить предложения по формированию «адаптивной» (зависящей от этапа освоения месторождения) налоговой системы, согласовать ее с ведомствами и в начале 2011 года внести в правительство. Так как увеличение ставки НДПИ с 2012 года было уже утверждено Госдумой в ноябре 2010 года, а предполагаемый рост поступлений от увеличения ставки заложен в бюджет, тему налога на добычу в Минэнерго, видимо, решили уже не трогать.

В Минфине предложения Минэнерго оценили скептически. Как пояснил ведущий эксперт Минфина Александр Сакович, увеличение ставки пошлины на нефтепродукты в процентах к пониженной ставке пошлины на нефть оставит поступления от нефтепродуктов практически на прежнем уровне, при этом снизив поступления в бюджет от экспорта нефти. Действительно, при средней цене нефти $81 за баррель (прогноз Минэкономики на 2011 год) экспортная пошлина, рассчитанная по действующей методике, составит $294,9 за тонну, по методике Минэнерго — $274,5 за тонну — поступления в бюджет сократятся с $55,4 млрд до $51,6 млрд. Пошлина на корзину нефтепродуктов в 60% от действующей нефтяной пошлины составила бы $176 за тонну, а в 66% от пошлины, предлагаемой Минэнерго,— $181 за тонну. То есть рост пошлины на нефтепродукты в ценах 2011 года составит около 3%, поступления в бюджет вырастут на $1 млрд, до $21 млрд. Иными словами, Минэнерго предлагает Минфину согласиться со снижением фискальной нагрузки на нефтяную отрасль, смирившись с прямыми потерями бюджета в $2,8 млрд.

Предвидя возможные возражения, источники в Минэнерго отмечают: рост «денежного потока» и прибыли компаний приведет к увеличению поступлений от налога на прибыль, впрочем, несущественному. Собеседник в министерстве подчеркивает: пока это «одно из предложений ведомства», которое еще будет обсуждаться. «Вряд ли Минфин будет возражать против предложения Минэнерго — увеличение экспорта нефти гораздо выгоднее для российского бюджета, чем рост экспорта нефтепродуктов»,— полагает Виталий Крюков из компании «ИФД-Капиталъ». «Российские ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании) готовы к переходу на производство высококачественных нефтепродуктов, но небольшие заводы будут вынуждены в срочном порядке проводить модернизацию или закрываться, если позиция Минэнерго будет одобрена правительством»,— полагает Денис Борисов из Банка Москвы. При этом, отмечает эксперт, увеличение пошлины на нефтепродукты отчасти может быть вызвано и желанием РФ повысить доходы бюджета от ввоза нефти в Белоруссию. В нефтяных компаниях сообщили, что знакомы с параметрами проекта «60-66», но он не столько обсуждался с бизнесом, сколько был «доведен до сведения». Там вчера отказались комментировать документ, выразив готовность работать по любым правилам, утвержденным правительством.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх