Новости энергетики 16+

Транснефти указали три пути

Транспортировка нефти по трубопроводной системе «Транснефти» при самом худшем сценарии развития через десять лет может упасть на 13% при инвестициях почти в 30 млрд руб. В оптимистичном варианте она вырастет на 15% при финансовых вложениях свыше 400 млрд руб. Такие данные содержатся в скорректированной Генеральной схеме развития нефтяной отрасли на период до 2020 года. Однако нефтяники больше обеспокоены, как будет меняться тариф на транспортировку сырья, пишет РБК daily.

Обновленная Генеральная схема развития нефтяной отрасли на период до 2020 года предполагает три варианта развития магистральных нефтепроводов в зависимости от уровня добычи нефти: инерционный, максимальный (в прежнем проекте схемы они назывались соответ­ственно плановый и проектный) и целевой. Первые два представлены еще двумя вариациями: с нефтепереработкой на российских НПЗ согласно планам нефтяных компаний и с нефтепереработкой на отечественных НПЗ, но ориентированной на обеспечение внутреннего потребления с минимизацией экспорта нефтепродуктов. Инерционный вариант характеризуется падением объемов нефтедобычи, а инвестиционные затраты на расширение пропуск­ной способности действующих и строительство новых магистральных нефтепроводов не превышают 30 млрд руб.

Максимальный вариант предусмотрен при росте сдачи нефти для транспортировки (на 12% к 2020 году по отношению к 2012 году). При этом сумма инвестиций с нефтепереработкой на российских НПЗ составит 423,1 млрд руб. (в старом варианте генсхемы инвестиции составляли 165 млрд руб.), при сценарии, который ориентирован на минимизацию экспорта топлива, затраты увеличиваются до 434 млрд руб. (515 млрд руб.).

При целевом варианте за счет ввода в эксплуатацию нефтепровода Унеча — Усть-Луга, расширения мощностей ВСТО и т.д. общие экспортные мощности составят 416 млн т (сейчас 340 млн т). «Возникающий при этом профицит экс­портных мощностей позволит к 2015 году полностью снять риски остановки любого из экспортных направлений, а также обеспечит гибкость в выборе наиболее прибыльных направлений экспорта», — указано в документе.

Планируется увеличить протяженность системы «Транс­нефти» на 4574 км с текущих 50,1 тыс., строительство 45 нефтеперекачивающих станций и резервуарного парка объе­мом 1,825 млн куб. м. При этом 3,5 тыс. км нефтепроводов «Транснефть» рассчитывает построить в ближайшие три года, говорил в октябре на выездном совещании правительства, где обсуждался проект генсхемы, глава госмонополии Николай Токарев.

В генсхеме также указано, что строительство новых трубо­проводов подачи легкой нефти из ЯНАО и ХМАО на восток по ВСТО приведет как к неизбежному ухудшению вязкостных свойств, так и к повышению содержания серы в нефти, подаваемой в западном направлении на российские НПЗ и на экспорт. Если проблема вязкости может быть решена за счет закрытия огромного числа мини-НПЗ, выделяющих до 12 млн т легких фракций из исходной нефти ежегодно, то увеличение содержания серы в потоке нефти необходимо решать другими способами. Например, вводом дополнительных мощностей по переработке высокосернистой нефти на НПЗ «Танеко». При этом, по данным РБК daily, чиновники обсуждают вопрос строительства еще одного подобного завода в России.

Аналитик Rye, Man & Gor Securities Константин Юминов полагает, что сумма инвестиций в строительство новых трубопроводов в итоге может быть гораздо выше заявленной, а значит, тариф будет расти быстрее, чем на это рассчитывают нефтяные компании.

С этим соглашаются и нефтяники. Источник в крупной нефтяной компании отмечает, что стратегия должна отражать концепцию минимизации тарифов естественных монополий прежде всего в части стоимости транспортировки нефти. «Необходим контроль эффективности затрат в этой сфере при условии обеспечения уровня рентабельности, достаточного для компенсации стоимости капитала. Но тарифы не должны быть инструментом по извлечению у компаний дополнительной ренты», — говорит собеседник.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх