Актуально
Отгрузка нефти с ВПУ-2 КТК приостановлена на неопределенный срок после атаки БЭКЭнергетики переустроили ЛЭП 10 кВ для строительства новых жилых домов в Краснопахорском районе МосквыВ 2026г РФ продолжит поставки ключевого оборудования для проекта ИТЭРВласти договорились направить дивиденды госкомпаний электроэнергетики на развитие отраслиСМЗУ позволит обеспечить выдачу допмощности электростанций Смоленской областиСербия не получила от США лицензии на поставки нефти и остановит НПЗ в Панчево
Авиакомпании могут получить крупнейшие компенсации из бюджета за рост цен на авиакеросин в октябре в размере 5,4 тыс. руб. за тонну, предварительно подсчитал «Петромаркет». Речь идет о компенсации в рамках демпфирующего механизма, который призван смягчать для авиакомпаний эффект роста стоимости топлива при высоких ценах на нефть, пишет «Коммерсантъ».
Демпфер рассчитывается как разница между средней за месяц экспортной котировкой авиакеросина в Северо-Западной Европе и фиксированной стоимостью топлива внутри РФ (цена отсечения на 2021 год — 53,25 тыс. руб. за тонну). Но бюджет компенсирует авиакомпаниям не всю эту разницу, а только 65% от нее. По оценкам «Петромаркета», объем авиакеросина, который российские авиакомпании использовали в октябре, может составить 600 тыс. тонн.
По мнению Елены Сахновой из «ВТБ Лизинга», потребление по итогам месяца составит 650 тыс. тонн. Таким образом, перевозчики в рамках демпфера могут получить около 3,2–3,5 млрд руб. за октябрь в зависимости от объема потребления топлива. В Минфине отказались от комментариев.
Демпфер на авиакеросин был разработан после резкого роста цен в 2018 году и заработал осенью 2019 года. Фактически выплаты начались только с сентября этого года — из-за пандемии цены на авиатопливо упали, и экспортная альтернатива не превышала установленную в формуле цену отсечения.
Однако теперь авиакеросин непрерывно дорожает вслед за ценами на нефть, а также на фоне постепенного восстановления объемов авиасообщения. Стоимость авиакеросина внутри РФ, по данным СПбМТСБ, на этой неделе достигла максимальных в истории значений в 58 тыс. руб. за тонну. Осенью авиатопливо в России обычно ускоренно дорожает, поскольку керосиновая фракция также используется для выпуска зимнего дизеля (как в рамках товарного производства на НПЗ, так и при кустарном производстве зимнего топлива путем смешивания более дешевого летнего дизтоплива с авиакеросином).
В сентябре демпфер на керосин составлял 450 руб. за тонну, а спрос со стороны авиакомпаний в «Петромаркете» оценивали в 670 тыс. тонн. При этом в АЭВТ называли более высокую цифру в 770 тыс. тонн. В итоге выплаты за октябрь могут более чем в десять раз превысить компенсации за предыдущий месяц.
Однако, по словам собеседников в авиакомпаниях, выплаты по демпферу даже сейчас вряд ли можно считать существенной мерой поддержки. «Механизм наконец заработал, это можно приветствовать, однако уже с 2022 года объемы поддержки начнут снижаться, поскольку цена отсечения увеличится до 55,9 тыс. руб. за тонну, и это удручает»,— говорит один из источников. Согласно формуле демпфера, цена отсечения ежегодно растет на уровень прогнозной инфляции.
Отрасль, которая понесла серьезные убытки во время пандемии, неоднократно поднимала вопрос о повышении компенсации за подорожание керосина, но правительство так и не пошло на уступки. В июне АЭВТ предлагала правительству снизить индикативную цену в формуле демпфера до 39,3 тыс. руб. за тонну, что позволило бы существенно увеличить выплаты. Даже по состоянию на октябрь объем компенсаций составляет около 9% от оптовой цены авиакеросина.
Собеседники в авиакомпаниях говорят, что не могут полностью переложить в стоимость авиабилетов выросшие издержки на закупку топлива. По оценке Елены Сахновой, в отсутствие демпфера цены на билеты в среднем выросли бы на 2% в октябре, или на 230 руб.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Отгрузка нефти с ВПУ-2 КТК приостановлена на неопределенный срок после атаки БЭК
Об этом говорится в заявлении «Транснефти».
Энергетики переустроили ЛЭП 10 кВ для строительства новых жилых домов в Краснопахорском районе Москвы
Построены новые КЛ-10 кВ по новой трассе.
В 2026г РФ продолжит поставки ключевого оборудования для проекта ИТЭР
В 2026г планируется поставка 2-го из 4-х российских испытательных стендов,…
Власти договорились направить дивиденды госкомпаний электроэнергетики на развитие отрасли
Минфин и Минэнерго РФ смогли достичь договоренности о направлении выплаченных…
СМЗУ позволит обеспечить выдачу допмощности электростанций Смоленской области
СМЗУ введена в контролируемых сечениях «Восток-1» и «Восток-2».
Сербия не получила от США лицензии на поставки нефти и остановит НПЗ в Панчево
Заявил президент республики Александар Вучич.