Новости энергетики 16+

К программе модернизации ТЭС подключают население

Программа модернизации старых ТЭС к 2031 году может увеличить платежи населения за электрическую мощность на 120% от текущих значений, до 192 млрд руб., подсчитали в Vygon Consulting. Причина — увеличение платежей за мощность модернизируемых ТЭС. Гарантирующие поставщики покупают мощность для населения по специальным регулируемым договорам (РД), доля РД в общей выручке электростанции составляет до 35%, пишет «Коммерсантъ».

Всего по программе модернизации старых ТЭС за 2022–2031 годы планируется модернизировать более 44 ГВт мощностей за 1,3 трлн руб.

В прошлом году уже прошло два отбора проектов модернизации с вводами в 2022–2025 годах на 208 млрд руб. Общая выручка на оптовом энергорынке только этих станций достигнет 124 млрд руб. к 2027 году. При этом 25 млрд руб. из этой суммы заплатит население по РД, а 99 млрд руб.— коммерческие потребители, следует из расчетов Vygon Consulting. За счет увеличения РД для модернизируемых станций общий объем платежей населения на оптовом энергорынке будет расти в среднем на 6,8% в год. К 2031 году это приведет к совокупному росту платежей на 60–70 млрд руб. сверх инфляции, предупреждают аналитики.

Дополнительная нагрузка в размере 70 млрд руб. приведет к росту конечных цен для населения примерно на 40 коп. за 1 кВт•ч, посчитали в Vygon Consulting.

Сейчас средний тариф для населения в России составляет 4,17 руб. за 1 кВт•ч, а для льготных категорий граждан — 3,12 руб. за 1 кВт•ч, по оценкам KPMG. Для сдерживания цен для населения регуляторы могут также перераспределить нагрузку на коммерческих потребителей, увеличив цены для бизнеса на 10 коп. за 1 кВт•ч, отмечают аналитики Vygon Consulting. Другой вариант — снижение выручки сетевых компаний на 6%.

В «Совете рынка» (регулятор энергорынков) подтверждают, что программа модернизации ТЭС может привести к росту цены РД. Однако там не согласны с оценками аналитиков: фактическая стоимость ТЭС по результатам отборов существенно ниже прогнозов, поэтому рост цены мощности будет не такой большой. Регулятор также против исключения объектов модернизации из РД, поскольку это увеличит объемы РД у других поставщиков и станет новой формой перекрестного субсидирования. «В целом считаем, что постепенно цена на электроэнергию для населения должна приближаться к экономически обоснованным значениям, а помощь и поддержка должны оказываться за счет адресного прямого субсидирования»,— подчеркивают в регуляторе. В Минэнерго, ФАС и Минэкономики не ответили на запрос.

В «Совете производителей энергии» (СПЭ, объединяет генерирующие компании) соглашаются, что оценка экспертов по росту объемов РД «явно завышена». При этом там подчеркивают, что модернизированные станции нельзя полностью лишить выручки от РД, поскольку «возникает риск превышения ограничения объемов РД по другим объектам генерации, которые закреплены в правилах рынка и составляют 35%». В СПЭ также выступают за адресную помощь нуждающимся гражданам.

В «Сообществе потребителей энергии» (объединяет промышленных потребителей энергии) предлагают просто отказаться от программы модернизации старых мощностей. «Отказ от новых отборов и доплат энергетикам не ухудшит надежность энергоснабжения и снизит финансовую нагрузку на предприятия и тарифы для населения»,— говорят в ассоциации.

«Возрастающая сложность расчетов на оптовом рынке мало кому выгодна: у потребителей нет прогноза энергозатрат даже на два-три года вперед, а профессиональные участники рынка и регуляторы сталкиваются с неожиданными последствиями привычных решений»,— говорит Николай Посыпанко из Vygon Consulting. Глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов сомневается, что регуляторы пойдут на увеличение конечных тарифов для населения. По его мнению, нарастающая нагрузка на население в итоге вновь будет переложена на коммерческих потребителей, что, в свою очередь, увеличит объем перекрестного субсидирования.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх