Свежее
Петрозаводскмаш отгрузил оборудование для системы безопасности ЭБ-4 АЭС Сюйдапу в КитаеВ 2024г Сургутнефтегаз снизил добычу нефти на 4,8%Цена нефти Brent на ICE превысила $66 впервые с 29 маяВ РФ представили инновационный комплекс для управления энергосистемамиПлавучую насосную станцию построят для вывода ЗАЭС на проектную мощностьНачалась сборка оборудования нового турбоагрегата на Смоленской ТЭЦ-2
Новый состав правительства вернется к обсуждению проблемы нерыночных механизмов в электроэнергетике. Вице-премьер Юрий Борисов поручил Минэнерго, Минэкономики, Минпромторгу, Минприроды, ФАС совместно с «Советом рынка» (регулятор энергорынков) и РСПП до 1 апреля оценить возможность отказа от отдельных программ развития в электроэнергетике — строительства новых АЭС, ГЭС, ВИЭ, мусоросжигающих ТЭС (МТЭС) и программы модернизации старой генерации. Эти стройки оплачиваются за счет надбавок к цене на мощность, и подобная инициатива в первую очередь направлена против интересов генерирующих компаний, пишет «Коммерсантъ».
Ведомства должны предложить варианты сокращения этих надбавок, в том числе через иные источники финансирования и внедрение конкурентных механизмов, следует из поручения вице-премьера. Также нужно оценить, как подобное решение скажется на энергетическом машиностроении и смежных отраслях до 2035 года.
Источники затрудняются назвать инициатора этой идеи, предполагая, что им мог стать кто-то из крупных потребителей. Как утверждает один из собеседников, исходно вопрос поднимался на одном из рабочих совещаний у премьера Михаила Мишустина, а уже после этого ушел в аппарат Юрия Борисова. В аппарате премьера не ответили, у вице-премьера — отказались от комментариев.
Первыми нерыночными механизмами после реформы РАО ЕЭС стали обязательные инвестпрограммы генкомпаний: собственники ТЭС получили договоры на поставку мощности (ДПМ), по которым начали получать повышенные выплаты за мощность после строительства новых энергоблоков. Затем в программу ДПМ были включены новые АЭС и ГЭС. Параллельно был введен ряд «квазирыночных» механизмов, сходных с ДПМ, для ВИЭ и МТЭС. Кроме того, правительство ввело надбавки к цене на мощность для строительства ТЭС в Калининградской области и в Крыму, а также для выравнивания тарифов на Дальнем Востоке. Сейчас на энергорынке на базе ДПМ запущен новый цикл инвестиций размером примерно 3,5 трлн руб.: до 2035 года помимо модернизации старых ТЭС планируется построить новые атомные блоки и ВИЭ-генерацию.
Также Минэкономики, Минфину и ФАС поручено оценить, возможно ли переложить нагрузку по снижению цен для отдельных регионов на бюджет. Речь идет о регионах Северного Кавказа, Туве, Карелии и Бурятии, которые ушли с оптового энергорынка обратно на тариф, как было до реформы РАО ЕЭС, что приводит к росту цен в других регионах. В 2019 году потребители оптового энергорынка заплатили за таких «льготников» около 20,3 млрд руб. На бюджет могут переложить и субсидию на выравнивание энерготарифов в отдельных регионах Дальнего Востока (32 млрд руб. в 2019 году).
В Минэнерго и Минэкономики не ответили, в ФАС от комментариев воздержались. В Минфине переадресовали запрос в Минэкономики. В «Совете рынка» сообщили, что получили поручение, считают его «очень полезным и своевременным». Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев отмечает, что подобные поручения давно назрели, потенциал сокращения затрат в электроэнергетике составляет примерно треть платежей, или около 1 трлн руб. в год.
Компенсация тарифов — шаг к снижению объемов перекрестного субсидирования, а значит, мера экономически разумна, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». Мировой опыт подсказывает, что правильный путь — движение к оплате экономически справедливой цены всеми потребителями и адресная поддержка социально незащищенных слоев за счет бюджетных средств. Но в данном случае предлагается поддерживать всех, без учета экономического состояния реципиентов, отмечает Владимир Скляр, что неэффективно.
Компенсация пониженных тарифов за счет бюджета предлагалась и ранее, но предыдущее правительство пойти на это не решалось, напоминает Алексей Хохлов из Центра энергетики МШУ «Сколково». «Будет удивительно, если сейчас позиция изменится в текущей обстановке двойного шока (сжатие спроса из-за коронавируса и падение цен на нефть), когда бюджетные доходы находятся под сильным давлением»,— говорит он.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Петрозаводскмаш отгрузил оборудование для системы безопасности ЭБ-4 АЭС Сюйдапу в Китае
Емкость системы аварийного охлаждения активной зоны (САОЗ), предназначенную для автоматической…
В 2024г Сургутнефтегаз снизил добычу нефти на 4,8%
До 53,7 млн т.
Цена нефти Brent на ICE превысила $66 впервые с 29 мая
По данным биржи на 16:33 мск, цена Brent росла на…
В РФ представили инновационный комплекс для управления энергосистемами
Ключевые возможности комплекса включают создание и тестирование алгоритмов защиты и…
Плавучую насосную станцию построят для вывода ЗАЭС на проектную мощность
Мощностью до 80 тыс куб м в час.