Актуально
Белоруссия планирует осенью ратифицировать договор об общем рынке электроэнергии с РФРУСЭЛ поставил оборудование на Ванкорское нефтегазовое месторождениеГазпром нефть проводит испытания газопоршневых электростанций в ОренбургеРосатом поставил первые компоненты для строительства ВЭС в КиргизииКабмин выделил более 3,6 млрд руб на закупку мазута в регионах Арктики и ДФОНа Саратовской ГЭС модернизируют ГА-19
Правительство будет сдерживать стоимость бензина на внутреннем рынке, не прибегая при этом к крайним мерам – прямому регулированию. В этой связи наиболее реалистичным сценарием остается среднегодовой рост цен на топливо, не превышающий уровень инфляции, спрогнозированный Центробанком на 2019 год–не более 5,5%.
Все началось после резкого скачка цен на бензин и дизтопливо в мае-июне. Тогда в относительном выражении рост цен на биржевых сделках (в течение мая) составил 11,7%, 12,6% и 5,2% за марки бензина АИ-92, АИ-95 и летнее ДТ на первичном и вторичном рынках. А по данным Росстата, цены выросли на 5,6% по сравнению с апрелем. В годовом же выражении (май 2018-го к маю 2017 года) этот показатель составил 11,3%. В целом с начала года топливо подорожало на 7,2%.
В результате, в летне-осенний период, состоялся ряд встреч представителей крупных нефтяных компаний (ВИНК) с вице-премьером Дмитрием Козаком, по итогам которых были достигнуты договоренности между правительством и представителями нефтяных компаний о фиксации стоимости на уровне майских значений. Компании согласились поставлять топливо на уровне +3% к 2017 году и по ценам на июнь 2018 года. Данное соглашение действует с 31 октября 2018 до 31 марта 2019 года. Кроме того, были приняты такие меры, как установление индикативного уровня мелкооптовых цен (ИУЦ) на горючее: для АИ-92 — 53,5 тыс. руб./т, АИ-95 — 56,6 тыс. руб./т., летнего дизтоплива — 51,2 тыс. руб./т. (для зимнего дизеля — плюс 2,4 тыс. руб. к ИУЦ летнего).
За отклонениями ИУЦ свыше 4% будут следить ФАС и ФНС. На АЗС нефтекомпаний цены могут повыситься только в январе вслед за ростом НДС (на 2 процентных пункта, до 20%)на 1,5% в абсолютном выражении и затем — в темпе прогнозной инфляции, на 4-5,5% в течение года. Этот режим должен гарантировать лишь минимальную маржу независимым трейдерам. Кроме того, нефтяникам позволили не выполнять обязательства по росту поставок топлива на биржу: будет действовать временный запрет на приказ Минэнерго и ФАС об увеличении продаж на бирже объемов бензина и дизельного на 5 и 2,2 процентных пункта, до 15% и 7,5% соответственно, чтобы избежать нагрузки на розничный сегмент рынка.
Единственно составляющей, которую объективно нельзя было отрегулировать, – это рост акциза с 1 января 2019 г., поскольку доход, полученный с них, является источником финансирования для ремонтов и строительства дорожной инфраструктуры. А еще акциз сглаживает рыночные колебания конечных цен на топливо, так как его размер фиксирован. Но комиссия вице-премьера Козака разработала специальный механизм «демпфера», который должен нивелировать эффект от роста акцизов.
Согласно демпфрирующему механизму, НПЗ с объемом более 600 тыс. т/г. смогут заключить соглашение о модернизации, чтобы получать отрицательный акциз на нефть. Такие же возможности получат НПЗ, которые производят автомобильный бензин 5 класса, они смогут заключить такое соглашение к 2024 г. Точно не получат отрицательный акциз мини-НПЗ, но по объему переработки это примерно 2-3 млн т.
В действующей редакции федерального закона о «налоговом маневре» предусмотрены цены отсечения 56 000 руб./т по автомобильному бензину и 50 000 руб./т по дизельному топливу. В настоящее время разрабатываются поправки, чтобы уже с 1 января 2019 года демпфер заработал в большем масштабе. Для этого обсуждается изменение формулы «демпфера», который будет эффективно увеличен примерно на 35%. При таких параметрах нет существенных рисков роста розничных цен на достаточно широком диапазоне предпосылок по ценам на нефть и курсу доллара.
После начала работы «демпфера» ситуация с ценовыми дифференциалами должна кардинально улучшиться. При этом, риски неконтролируемых ценовых изменений возрастают, если повышенные пошлины придется опускать в январе 2019 года одновременно с запуском «демпфера».
Таким образом, правительству удастся избежать прямого регулирования при уменьшении вероятности резких скачков цен на моторное топливо в новом году.
Центр исследований проблем реальной экономики при Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм Канал
Белоруссия планирует осенью ратифицировать договор об общем рынке электроэнергии с РФ
Заявил председатель Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и…
РУСЭЛ поставил оборудование на Ванкорское нефтегазовое месторождение
Компания отгрузила комплект закрытого распределительного устройства на ПС 110 кВ…
Газпром нефть проводит испытания газопоршневых электростанций в Оренбурге
Газопоршневые энергокомплексы снабжают энергией 8 месторождений компании в Оренбуржье.
Росатом поставил первые компоненты для строительства ВЭС в Киргизии
Доставлены гондолы, ступицы, генераторы и башни.
Кабмин выделил более 3,6 млрд руб на закупку мазута в регионах Арктики и ДФО
Мурманская область получит порядка 2,6 млрд руб, а Камчатский край…
На Саратовской ГЭС модернизируют ГА-19
В рамках модернизации на станции заменят рабочее колесо, направляющий аппарат,…