Новости энергетики 16+

Великий угольный путь

Как стало известно, одной из ключевых тем заседания президентской комиссии по ТЭК, которое может пройти в августе в Кемерово, будет угольная отрасль. В повестку может попасть ряд мер по улучшению логистики, чтобы резко увеличить объемы угля на экспорт, пишет «Коммерсантъ». По информации издания, готовится и крупное соглашение между ОАО РЖД, Кемеровской областью и угольщиками региона, предполагающее кратный рост объемов добычи кузнецкого угля. В результате к 2025 году поставкам из Кузбасса может потребоваться большая часть провозной емкости БАМа и Транссиба: на восток регион намерен направлять 126 млн тонн угля при общей провозной способности магистралей в 185 млн тонн.

Издание ознакомилось с предложениями к проекту повестки заседания президентской комиссии по ТЭК, посвященными развитию угольной отрасли. По данным, их формулировал департамент углепрома Минэнерго. Один из чиновников пояснил, что это не финальный вариант, он будет дорабатываться. В Минэнерго статус документа не уточнили.

По информации источников, заседание комиссии пройдет 27 августа в Кемерово. Пока в проекте четыре вопроса, и пункт «о логистическом обеспечении повышения рыночной доли российского угля на экспортных рынках» идет первым. Также будут рассмотрены механизмы привлечения инвестиций в модернизацию тепловой генерации, российско-китайский бизнес-форум и вопросы исполнения решений комиссии.

Ряд предложений уже обсуждался или реализован. Среди них — развитие Восточного полигона (БАМ и Транссиб) с целью увеличения экспорта угля до 180 млн тонн (расширение полигона до 180 млн тонн к 2024 году — одна из целей майских указов президента), долгосрочное тарифообразование на десять лет для ОАО РЖД (принято в декабре 2017 года), внедрение тяжеловесного движения на сети ОАО РЖД и т. д. Но есть и новые пункты.

Так, для расшивки узких мест железнодорожной инфраструктуры Кузбасса предлагается предусмотреть возможность ГЧП между ОАО РЖД и частными угольными компаниями при возможном субсидировании ставки по кредитам в размере 2/3 ключевой ставки ЦБ. Предлагается также внедрение специнвестконтрактов (СПИК) в угольной отрасли (в Минпромторге не уточнили, о каких проектах идет речь). В проекте учтено продление господдержки производителей горного оборудования и введение ее для энергооборудования, в том числе в углепроме. Предлагается также «рассмотреть целесообразность» соглашения с Казахстаном о приоритетной перевозке угля оттуда через порты РФ, против чего выступали отечественные угольщики. Идеи добавить в новые угольные лицензии обязательства по ликвидации накопленного в регионе экологического ущерба перекликаются с недавней идеей врио губернатора Кузбасса Сергея Цивилева вернуть принцип «двух ключей» при выдаче лицензий.

К заседанию комиссии готовится и подписание крупного соглашения о сотрудничестве между ОАО РЖД, Кемеровской областью и промышленниками Кузбасса (свыше 40 компаний, в основном угольные) на 2018–2025 годы. В его проекте говорится, что стороны будут сотрудничать в сфере увеличения вывоза из региона угольных и прочих грузов и ускорения их доставки. Это предполагает рост инвестиций в инфраструктуру и парк вагонов. ОАО РЖД обещает построить или реконструировать пути из Кузбасса к дальневосточным и иным портам для «беспрепятственного пропуска» растущих в 2018–2025 годах объемов экспорта из региона. Грузоотправители обеспечат отгрузку согласованных объемов и развитие железных дорог необщего пользования. Источник в угольной отрасли уверяет, что идеологом соглашения выступает Сергей Цивилев. В администрации региона не ответили.

Как следует из приложений к проекту, объемы погрузки кузнецкого угля должны вырасти с 268,7 млн тонн в 2018 году до 394,6 млн тонн в 2025 году, промышленных грузов в целом — с 300,7 млн тонн до 430,9 млн тонн соответственно. Увеличится и экспорт: 126,5 млн тонн угля из Кузбасса (в 1,6 раза больше, чем в 2018 году) должно в 2025 году идти на экспорт в восточном направлении, 148,9 млн тонн (рост в 1,5 раза) — в западном. Всего из Кузбасса на восток должно уйти 132,4 млн тонн экспортных грузов. Эти цифры значительно превышают расчеты в проекте модернизации БАМа и Транссиба. По нему из региона к 2025 году будет вывозиться лишь 77,5 млн тонн угля. По проекту долгосрочной программы развития ОАО РЖД до 2025 года, инвестиции в Восточный полигон увеличат его провозную способность на 146,5 млн тонн в год к уровню 2017 года, а расширение БАМа и Транссиба позволит вывозить через Дальний Восток 189,2 млн тонн грузов.

Но за пределами Кузбасса также есть грузоотправители, чьи активы должны выйти на проектную мощность до 2025 года и которые ориентируются на восточный экспорт. 15 млн тонн угля к 2024 году должно идти с тувинского Элегеста ТЭПК Руслана Байсарова (под них по концессии строится дорога Кызыл—Курагино), еще 13,4 млн тонн — с Эльгинского месторождения «Мечела», масштабные планы у «Колмара» (22 млн тонн), который строит новые мощности и, по словам собеседников в отрасли, располагает серьезным лоббистским ресурсом (акционеры — жена Сергея Цивилева Анна и Геннадий Тимченко). В ОАО РЖД от комментариев отказались, в ФАС проект соглашения не видели.

Источник в угольной отрасли говорит, что планы по добыче, указанные в соглашении, сильно завышены, и Минэнерго с ОАО РЖД следует их проверить. Транссиб уже полностью забит, там мало что можно сделать, говорит он, но «на БАМе можно добавить до 50 млн тонн за счет относительно небольших вложений». «Если бы на БАМ-2, стоящий 500 млрд руб., потратить 600–700 млрд руб., этого можно добиться, расширение было бы полностью обеспечено грузоотправителями»,— полагает собеседник. По его мнению, промышленность уже достаточно инвестировала в транспортную инфраструктуру — на Востоке построено на 150 млрд руб. портов и строится еще на 200 млрд руб., 130 млрд руб. потрачено на вагоны. Поэтому ОАО РЖД нужно, по его мнению, еще инвестировать в развитие выходов из Кузбасса и подходов к дальневосточным портам, ведь «может случиться, что к 2025 году к ним приедет не 180 млн тонн грузов, а 250 млн тонн».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров уверен в крупном грузопотоке из Кузбасса на Дальний Восток: если в регионе не ужесточат экологическое законодательство и при благоприятной конъюнктуре внешних рынков местные компании добудут заявленные объемы. По его мнению, расширенного БАМа и Транссиба хватит для вывоза, вопрос в отдельных узких местах, в подходах к портам и инфраструктуре самих угольщиков. Основные риски эксперт видит в допуске к портам казахстанского угля и возможных препятствиях для вывоза угля с Элегеста.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх