Новости энергетики 16+

Солнечный таможенный союз

Казахстан хочет уравнять в правах своих производителей оборудования для зеленой энергетики с российскими заводами. Астана считает, что требования Москвы по локализации оборудования для «зеленых» станций нарушают нормы ЕврАзЭС. В поставках из Казахстана заинтересован девелопер солнечных станций «Энергия солнца», не успевший организовать производство оборудования в РФ в срок. При этом у российских производителей солнечных модулей может появиться серьезный конкурент в лице структур «Казатомпрома», пишет «Коммерсантъ».

Как стало известно, «зеленым» электростанциям, добившимся высокого инвесттарифа, могут дать право закупать оборудование не только в России, но и в странах Таможенного союза — Казахстане и Белоруссии. Этот вопрос по инициативе Астаны с ноября обсуждается в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), следует из писем казахских ведомств и документов ЕЭК (копии есть у издания). Два источника в отрасли утверждают, что предложение Казахстана могут рассмотреть на этой неделе, но представитель ЕЭК отмечает, что пока вопрос в повестке заседания на 10 декабря не значится. В Минэнерго РФ пояснили, что вопрос обсуждается «на экспертных площадках».

Система поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ) за счет оптового энергорынка введена в РФ в 2013 году. Раз в год на конкурсе отбирают ветровые (ВЭС), солнечные (СЭС) электростанции и малые ГЭС, которые получают право заключить договор на поставку мощности (ДПМ; гарантирует возврат инвестиций за счет повышенных платежей). Доля зеленой энергетики на оптовом рынке к 2020 году должна быть 2,5%, или около 6 ГВт. Требования по локализации оборудования были одной из основных преград для инвесторов.

Источник в отрасли подчеркивает, что ввоз оборудования для ВИЭ не ограничен, но станция останется без надбавки и будет получать низкую плату за мощность. Расширить меры поддержки ВИЭ на страны ТС предложил первый вице-премьер Казахстана Бакитжан Сагинтаев в письме главе совета ЕЭК, первому вице-премьеру РФ Игорю Шувалову (его представитель перенаправил вопросы в Минпромторг РФ). Казахстан приглашал к обсуждению вопроса в ЕЭК Минэнерго и Минпромторг РФ и группу «Энергия солнца» (близка к фонду Bright Capital). В проекте решения ЕЭК сказано, что система поддержки ограничивает права членов ТС на ввоз товаров, а непризнание оборудования локализованным в РФ нарушает принципы договора о ЕврАзЭс и другие нормы. По мнению Казахстана, поставщиком для СЭС может стать Astana Solar, входящая в госхолдинг «Казатомпром» и выпускающая солнечные модули (50 МВт с возможностью расширения до 100 МВт в год). Предприятие работает с «Энергией солнца», собравшей в РФ портфель в 435 МВт СЭС и в сентябре запустившей 250 кВт в Астраханской области на модулях Astana Solar. В «Энергии солнца» поддержали инициативу Казахстана. Минск не против, говорит источник, близкий к обсуждению.

«Энергия солнца» до сих пор не решила вопрос локализации и не ввела ни одной из трех станций, намеченных на 2014 год. Оборудование для завода по резке пластин (минимальный уровень локализации) заказано, мощность линии — 200 МВт, что позволяет закрыть объемы за 2014-2015 год, говорит директор по развитию группы Виктор Антонов. Компанию могут оштрафовать за просрочку вводов в 2014 году, говорят в НП «Совет рынка». В октябре группа уже предлагала Минпромторгу распространить локализацию ВИЭ на ЕЭП, но безуспешно.

В РФ реализуются проекты трех заводов солнечных модулей: «Гелиос Ресурс» (75-100 МВт в год) в Мордовии, «Хевел» (100 МВт) в Чувашии и «Солар системс» (100 МВт) в Татарстане. По данным «Совета рынка», объемы СЭС до 2018 года почти выбраны, поэтому для рынка РФ вопрос, поднятый Астаной, не актуален. «Предложения разрушают логику механизма поддержки ВИЭ, когда оптовые потребители способствуют развитию российского машиностроения»,— говорит собеседник в отрасли. В китайской «Солар Системс» сомневаются, что Казахстан сможет существенно повлиять на российский рынок. По мнению замгендиректора по инвестициям и финансам компании Ольги Быковой, для инвесторов в отрасль инициатива увеличивает конкуренцию, но вопрос в том, какие объемы выпуска солнечных панелей в странах ТС будут доступны, «возможно, что речь идет об удовлетворении потребностей конкретного игрока».

Между тем в Казахстане также есть программа поддержки «зеленой» энергетики (ей гарантирован повышенный в два-три раза тариф и сбыт на 15 лет), доля ВИЭ к 2024 году должна составить 5%. По словам Виктора Антонова, там есть и требования по локализации, поэтому при синхронизации поддержки ВИЭ в ТС Казахстан мог бы стать перспективным рынком сбыта. По данным одного из источников, комиссия ЕЭК как раз настаивает на взаимном открытии рынков возобновляемой энергетики.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх