Новости энергетики 16+

НОВАТЭК могут задержать в порту

Как стало известно, проект «Ямал СПГ» НОВАТЭКа может столкнуться с проблемой: Сбербанк должен был провести до конца года оценку проекта строительства порта Сабетта, но из-за правовых коллизий пока не может даже приступить к работе. В результате сроки запуска порта, который необходим для отгрузки продукции «Ямала СПГ», могут затянуться. Государству каждый месяц задержки грозит штрафом в $400 млн., пишет «Коммерсантъ».

О том, что Сбербанк до сих пор не приступил к проведению технологического и ценового аудита проекта строительства морского порта Сабетта в Ямало-Ненецком АО, рассказали несколько источников на рынке. По словам одного из них, сроки затягиваются из-за противоречий в законодательстве: Минстрой не включил Сбербанк в список организаций, допущенных к проведению аудита крупных инвестпроектов с госучастием.

Премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении Сбербанка единственным исполнителем работ по аудиту, строительному контролю и банковскому сопровождению Сабетты 13 июня. В конце сентября правительство утвердило постановление о банковском сопровождении контрактов, по которому договор на исполнение этих обязательств должен заключаться «с поставщиком, подрядчиком, исполнителем и субподрядчиками». Но со Сбербанком контракт не подписан, добавляет собеседник. Это подтвердили и в Сбербанке, отметив, что банком подготовлен проект госконтракта по оказанию комплекса услуг проекта Сабетта.

Генподрядчиком проекта является УСК «Мост», но там на запрос не ответили. В Минстрое заявили, что к ним не поступало заявки на включение Сбербанка в перечень компаний, допускаемых для проведения аудита таких проектов.

Проект порта Сабетта реализует государство. Он включает строительство морского и подходного каналов, береговых объектов, системы управления движением судов. Весной проект дополнился строительством ледозащитных сооружений, из-за чего его стоимость выросла на 22,3 млрд руб., до 69,6 млрд руб. Порт создается под грузы ОАО «Ямал СПГ» (60% у НОВАТЭКа, по 20% — у французской Total и китайской CNPC), которое строит завод по сжижению газа мощностью 16,5 млн тонн в год (стоимость проекта оценивается в $26,9 млрд). Первую линию завода планируется запустить в 2017 году, к этому же сроку нужен и порт.

Еще в мае министр транспорта Максим Соколов предлагал правительству отказаться от аудита Сабетты, предупреждая о возможной задержке строительства (копия письма министра есть у издания). По его оценке, даже если бы аудит прошел до конца года, это могло бы помешать внесению изменений в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» для перераспределения на Сабетту с других проектов еще 22,3 млрд руб. В результате строительные работы могли сорваться, а срок ввода объекта сдвинулся бы на год. Поскольку продукция «Ямала СПГ» уже законтрактована, задержка, по данным министра, грозит штрафами на $400 млн в месяц. Но эту проблему решить удалось: дополнительные средства были в сентябре прописаны в бюджете.

Но проблема с аудитом по-прежнему угрожает срокам: чтобы Сбербанк мог провести работы, необходимо внести коррективы в законодательство. По словам федерального чиновника, близкого к правительству, Минтранс продолжает настаивать на отсутствии необходимости в аудите, но «позиция правительства в этом вопросе непоколебима». В самом Минтрансе лишь рассчитывают «выполнить поставленные задачи в срок». В НОВАТЭКе говорят, что вопрос строительства порта находится вне компетенции компании.

Аудит действительно может значительно затянуть реализацию проекта. Так случилось, например, с проектами «РусГидро» по строительству четырех новых ТЭС на Дальнем Востоке, на которые указом президента от ноября 2012 года из бюджета было выделено 50 млрд руб. Но реально приступить к стройкам удалось лишь во второй половине 2014 года: до этого шла подготовка ТЭО и аудит проектов. Руководитель департамента оценки АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов полагает, что распоряжение правительства по поводу назначения Сбербанка аудитором делает включение банка в список Минстроя необязательным. При этом, добавляет эксперт, речь идет о дорогом проекте, правительство будет тщательно его проверять и вряд ли согласится начать работы до завершения аудита.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх