Новости энергетики 16+

Сибирь глушит двигатели

Власти ряда регионов Сибири, столкнувшихся с дефицитом бензина, вынуждены были просить «Роснефть» и «Газпром нефть» увеличить поставки независимым АЗС. Участники рынка утверждают, что отгрузка топлива в октябре снизилась из-за вывода в ремонт местных НПЗ, но нефтяники и Минэнерго уверяют, что независимые АЗС не подали вовремя заявки. По словам собеседников на рынке, ситуация может улучшиться после 20 октября, когда НПЗ начнут выходить из ремонта, пишет «Коммерсантъ».

Губернаторы Иркутской и Новосибирской областей Сергей Ерощенко и Владимир Городецкий в конце прошлой недели обратились к «Роснефти» и «Газпром нефти» с просьбой увеличить поставки бензина независимым АЗС. Часть АЗС в Сибири остановила продажу бензина, поскольку не смогла закупить топливо. В частности, прекратила продажи «Крайснефть», которая владеет 47 АЗС в Иркутской области и занимает около 15% розничного рынка топлива в регионе.

Топливо в Сибирь поставляется в основном с трех НПЗ — Омского («Газпром нефть»), Ангарского и Ачинского («Роснефть»). Ачинский НПЗ не выпускает товарных бензинов из-за аварии в июне, еще два завода ушли в сентябре на ремонт. По мнению опрошенных владельцев независимых АЗС в Сибири, нефтекомпании в октябре не выполняют полностью обязательств по поставке, поскольку бензин нужен им для обеспечения собственной сбытовой сети. По словам руководителя сети АЗС, которая работает в том числе в Иркутской области, «Роснефть» обещала отгрузить ему в октябре 1 тыс. тонн АИ-92, но подтвердила отгрузку только 50 тонн. Он добавил, что на 10 октября на его АЗС в Иркутске бензина АИ-92 на пять дней, в Улан-Удэ — на семь дней. Собеседник пояснил, что, покупая бензин по биржевым ценам, он будет работать в убыток: себестоимость продажи бензина на его АЗС в Иркутске составит 36,8 руб. за литр, тогда как на заправках крупных нефтекомпаний цена не выше 34,7 руб.

В «Роснефти» говорят, что реализация топлива через сеть компании в Иркутской области идет в полном объеме, а к перебоям на АЗС той же «Крайснефти» компания отношения не имеет, поскольку не получала от нее заявок на поставку в октябре.

Заявка на поставку подается за 38 дней и подтверждается за 28 дней, пояснила глава Ассоциации независимых топливозаправочных станций Бурятии Вероника Шородок. По ее словам, сейчас основной поставщик топлива в республику «Бурятнефтепродукт» (дочерняя структура «Роснефти») не подтверждает независимым АЗС запланированный объем поставок: заявка на октябрь составляла 1,2 тыс. тонн, а на 10 октября отгружено только 70 тонн. В сентябре заявка составляла 1,5 тыс. тонн, была получена 1 тыс. тонн. «Как мы понимаем, причина в нехватке топлива: Ангарский завод ушел на ремонт, Ачинск не выпускает бензинов из-за аварии, топлива с Омска мы практически не получаем»,— говорит госпожа Шородок.

По словам другого участника рынка, «Газпром нефть» предлагала независимым АЗС бензин по ценам ниже биржевых: так, в Новосибирской области цена мелкооптовых продаж не менялась с июля. Но в конце сентября «Газпром нефть» сообщила контрагентам, что в октябре не будет отгружать им АИ-95 и снизит вдвое отгрузки АИ-92. «Сейчас у нас бензина в два раза меньше потребностей»,— говорит собеседник, добавляя, что на прошлой неделе многие АЗС в регионе вынуждены были на один-два дня прекращать продажу в основном АИ-95. По его словам, в четверг прошло совещание с участием представителя полпреда президента в Сибирском ФО, и «Газпром нефть» выделила объемы на выходные и понедельник. Он считает, что после 20 октября выйдет из ремонта Ангарский НПЗ, и на рынке образуется профицит бензина. В «Газпром нефти» заявили, что компания продолжает поставлять топливо независимым АЗС в Новосибирской области и планирует поставить столько же, сколько в октябре 2013 года, при этом «цены на бензины компании в регионе находятся в нижнем ценовом сегменте».

Наличие очередей на АЗС ряда независимых операторов Новосибирской и Иркутской областей связано прежде всего с несвоевременным направлением заявок нефтекомпаниям, сообщил глава профильного департамента Минэнерго Михаил Грязнов. По его мнению, «независимые операторы АЗС, заявляя о нехватке топлива, фактически используют административный ресурс исполнительной власти региона для получения бензина по более низкой цене ближайшего Омского НПЗ, иные варианты поставок ими не рассматриваются». Он добавил, что, по информации регионов, на 9 октября запасы АИ-92 в Новосибирской области — 8 суток, АИ-95 — 11 суток, в Иркутской области — 18 и 16 суток. На топливном рынке Сибири тяжелейшая ситуация, так как нефтяники почти не предлагают мелкооптовые партии бензинов, говорит Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков». По его мнению, факт дефицита подтверждается взлетом биржевой цены АИ-92 Ангарского НПЗ за прошедшую неделю на 1,4 тыс. руб., до 44 тыс. руб. за тонну, и на Омском НПЗ — на 700 руб., до 40,5 тыс. руб. за тонну.

ФАС уже направила «Роснефти» и «Газпром нефти» предупреждения по поводу дискриминации независимых АЗС, сказал начальник профильного управления службы Дмитрий Махонин. В понедельник, уточнил он, будет проверено, исполняются ли заявки и действительно ли независимые АЗС поздно подали эти заявки на октябрь.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх