Европейские и американские компании по экономическим причинам могут не принять предложение Украины войти в состав акционеров газотранспортной системы этой страны. По мнению советника главы «Газпромэкспорта» Андрея Конопляника, из-за крайне низкого кредитного рейтинга Украины и самого «Нафтогаза Украины» стоимость заемных средств для будущей акционерной компании окажется весьма высокой, что снижает коммерческую привлекательность проекта из-за неопределенности сроков его окупаемости. А в случае отсутствия гарантий загрузки этой трубы «Газпромом», по словам заместителя директора Фонда национальной безопасности России Алексея Гривача, и вовсе делает его бессмысленным. В результате планы Украины приватизировать часть своей газотранспортной системы без учета интересов российской стороны могут способствовать ускорению строительства и запуска «Южного потока», а также сильному сокращению транзитных потоков газпромовского газа через Украину, пишут «Известия».
Верховная рада Украины отправила на доработку правительственный законопроект о реформировании «Нафтогаза Украины», согласно которому появляется возможность создания совместных предприятий по управлению единой газотранспортной системой страны, а также по управлению подземными газовыми хранилищами Украины. В проекте предусмотрено, что в таких предприятиях доля украинского государства должна составлять не менее 51%, при этом учредителями компаний могут выступать и юридические лица, которые «принадлежат или контролируются резидентами стран Евросоюза, США или Европейского энергетического сообщества».
Предложение по участию России в подобном консорциуме в Минэнерго страны не поступало, официально сообщили в ведомстве.
Павел Завальный, президент Российского газового общества и заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, пояснил, что для России перспектива акционирования ГТС со стороны компаний ЕС и США грозит замещением в этой системе части объемов российского газа, предназначенного для экспорта в Европу, собственным украинским газом, который предполагается добывать впоследствии на условиях СРП с иностранными партнерами. Речь идет в том числе о сланцевом газе. Это приведет к снижению энергозависимости ЕС от российского газа, но увеличит зависимость от США (поскольку в таких проектах участвуют американские компании). Но это перспектива среднесрочная, которая может разбиться об экологические риски добычи сланцевого газа. «Южный поток» будет мешать этим планам, и Америка продолжит давление на Европу для замораживания строительства «Южного потока».
Андрей Конопляник заметил, что будущие акционеры ГТС Украины будут нести огромные финансовые затраты как на ее модернизацию, так и на обустройство работы единого оператора транспортировки газа по своей территории в рамках Третьего энергопакета.
— Это может привести к тому, что они попытаются переложить часть этого бремени на «Газпром» как непосредственного участника прокачки газа по системе через рост транспортных тарифов.
При этом европейские и американские компании могут не согласиться войти в украинский консорциум, поскольку окупаемость проекта пока под вопросом, и она не будет краткосрочной. Сейчас очень велика угроза прерывания транзита газа через Украину. Это всего лишь один из факторов, который способствует удорожанию кредитов для будущего консорциума.
— В числе других факторов роста стоимости заемных средств низкий кредитный рейтинг Украины и самого «Нафтогаза». Кроме того, по правилам Третьего энергопакета «Нафтогаз» придется разделить на добывающую и транспортную компанию, переписав между новыми структурами долговую нагрузку нынешней компании. Это делает проект единого оператора газотранспортной системы неопределенным и рискованным, что также не способствует выдаче ему дешевых кредитов. Все это только играет на руку альтернативному российскому трубопроводу по прокачке газа в Европу в обход Украины — «Южному потоку», привлекательность использования которого растет с каждым дополнительным риском, возникающим для транзита газа через Украину, — пояснил Конопляник.
Алексей Гривач считает, что акционирование ГТС не сулит рисков «Южному потоку», ведь для того, чтобы в ГТС пришли акционеры, нужны гарантии загрузки этой трубы. И такие гарантии может дать только «Газпром», а делать это он не собирается.
— Попытки заблокировать «Южный поток» продолжаются на всем протяжении реализации проекта. Но они не приведут к тому, что транзитный поток по украинской ГТС сохранится в прежнем объеме. Игнорирование интересов России Украиной может в итоге привести лишь к тому, что транзитный поток газа в Европу будет нарушен, что совсем не в интересах ни Европы, ни самой Украины, — уверяет он.
Пока же Украина в лице своего министра энергетики Юрия Продана заверяет Еврокомиссию, что сделает все для бесперебойного транзита российского газа в Европу, даже несмотря на введение системы предоплаты.
Мы в телеграм:
В 2024г Китай увеличил импорт нефти из РФ на 1,3%
До 108,47 млн т.
В 2024г РФ увеличила поставки СПГ Китаю на 3,3%
До 8,3 млн т.
В 2024г Хабаровские электросети присоединили 54,5 МВт новой потребительской мощности
Энергетики подключили к электроснабжению более 2000 объектов на территории Хабаровского…
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.