Новости энергетики 16+

Для электросетей импорт дешевле

Завод корейской Hyundai Heavy Industries по производству оборудования для магистральных электросетей в Приморском крае, торжественно запущенный в январе, простаивает: предприятие до сих пор не обеспечено обещанными заказами от Федеральной сетевой компании (ФСК). Источники на рынке поясняют, что причиной стал таможенный режим: ввозить готовое оборудование при нулевой пошлине выгоднее, чем собирать его в России из комплектующих, пошлина на которые доходит до 20%, пишет «Коммерсантъ».

 

 

Единственный в России завод по производству элегазового оборудования для магистральных электросетей (комплектных распределительных устройств элегазовых, КРУЭ), запущенный в Артеме (Приморье) еще в январе, до сих пор остается без заказов, рассказали несколько источников, знакомых с ситуацией. Завод был построен корейской Hyundai Heavy Industries по соглашению с ФСК от 2011 года, он рассчитан на 350 ячеек от 110 кВ до 500 кВ в год. Hyundai выиграла и тендер ФСК на поставку 50% потребностей сетевой компании в КРУЭ в 2013-2017 годах. Предполагалось, что эти объемы будут изготавливаться на новом заводе, а в 2015 году, сообщала Hyundai, мощность завода планировалось расширить до 500 ячеек в год. По оценке, данной компанией при вводе завода, объем российского рынка КРУЭ должен расти на 10% в год и к 2017 году достигнуть $700 млн.

Сейчас в России КРУЭ выпускают «Энергомехзавод» в Петербурге, ФГУП «Электрохимприбор» (входит в «Росатом»), ОАО «ВО «Электроаппарат»», но их продукция ограничена напряжением 110-220 кВ, ячейки свыше 220 кВ серийно не выпускают. КРУЭ дороже открытого распредустройства, но занимает в четыре раза меньше площади и дешевле в эксплуатации. В октябре первый заместитель гендиректора «Россетей» (контролирует ФСК) Роман Бердников сетовал на то, что, согласовывая инвестпрограммы сетей, обращают внимание только на капзатраты, а не на полный срок жизни актива, а если ориентироваться на него, КРУЭ обходятся дешевле.

По информации источников, незагруженность завода обсуждалась руководством компаний в октябре на Всемирном энергетическом конгрессе в Тэгу. В Hyundai от комментариев воздержались. Как сообщил представитель ФСК, в 2014 году компания разместит заказы на заводе в Артеме. Объем заказа в ФСК не уточняют, ссылаясь на то, что инвестпрограмма компании на 2013-2017 годы сейчас корректируется, от этого и зависят закупки. Пока Hyundai поставляет «Россетям» готовые КРУЭ.

Как говорят источники на рынке электротехнического оборудования, проблема не в последнюю очередь связана с тем, что сборка КРУЭ в России при текущем таможенном режиме менее выгодна, чем их импорт. Их комплектующие облагаются пошлиной, а готовые КРУЭ — нет. Еще в 2012 году Siemens предлагала Минэкономики рассмотреть нулевые ставки на часть комплектующих (корпус модуля КРУЭ, встроенный проходной изолятор и другие), поскольку возможность их производства в России в 2013-2014 годах отсутствует. Согласно письму Siemens, пошлина на них составляла 5-20%. Согласно базе данных ТНВЭД Таможенного союза, ситуация улучшилась: на 1,7 процентного пункта (до 13,3%) снизилась ставка пошлины на выключатели, разъединители и заземлители, отменена пошлина на трансформаторы, но общего обнуления ставок не произошло. Один из источников говорит, что Hyundai и ФСК также могут инициировать рассмотрение снижения пошлин на комплектующие КРУЭ.

Помимо СП ФСК и Hyundai в электротехнической отрасли России сегодня действуют 15 СП с зарубежными производителями, в том числе два СП с Alstom — у «РусГидро» по выпуску гидроэнергетического оборудования и «Атомэнергомаша» по выпуску турбин и генераторов, «Русские газовые турбины» (СП «Интер РАО», «Ростеха» и GE) по производству газовых турбин и так далее. Но, говорит председатель комитета по энергетическому машиностроению Союза машиностроителей России Алексей Дуб, реально в рамках СП пока не произошло передачи ни одной технологии. «Формула «рынок за технологии» работает только в первой части,— считает он.— Никто не отвечает за освоение технологии, ответственность только за пуск некоего оборудования. Поэтому иностранные компании реально заинтересованы только в освоении нашего рынка под конкретные заказы».

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх