Актуально
Запасы газа в ПХГ Европы превысили 82%К 2028г Турция намерена в 4 раза увеличить добычу газа в Черном мореЭлектроэнергетики предложили Минэнерго варианты выделения квот на модернизацию ТЭЦНефтяники смогут получит топливный демпфер за сентябрь при его корректировке«Совет рынка» предлагает зафиксировать принцип отказа от надбавок на ОРЭМВ Казахстане начали добычу газа на месторождении Хаиркелды
Власти никак не могут определиться с тарифной политикой естественных монополий. С промежутком в пару месяцев от первых лиц государства поступают противоречивые указания и директивы относительно будущего роста тарифов как для самих монополий, так и для конечных потребителей.
Так, в июне президент Путин распорядился ограничить рост тарифов естественных монополий уровнем инфляции предшествующего года, начиная с 2014 года на пять лет. В августе от замминистра Министерства экономического развития уточнил, что для населения тарифы с 2014 года на газ и электроэнергию будут индексироваться по уровню чуть выше инфляции, чтобы способствовать ликвидации перекрестного субсидирования. К началу осени премьер Медведев дал поручение ведомствам заняться разработкой предложений по заморозке тарифов: речь идет, конечно же, не обо всех монополиях, а только о тарифах на грузовые перевозки, ценах на газ, а также тарифах на передачу электроэнергии.
В части электроэнергии это будет касаться в первую очередь передачи по магистральным сетям ФСК ЕЭС. То есть с 2014 года тариф замораживается, и традиционной индексации с 1 июля не происходит, а с 2015 года и далее, тариф ограничивается прогнозируемым ростом инфляции. Напомню, что согласно прогнозам МЭР, в 2014 году она составит 4,5-5,5%, в бюджет закладывают уточненный показатель в 4,6%.
Глава ведомства Алексей Улюкаев добавил, что в случае отклонения фактических показателей инфляции от прогнозных будут использоваться корректирующие коэффициенты. Как известно, тарифы ФСК в 2012 году увеличились 11% (индексация в июле), в 2013 году повышение составило 9,4%, в 2014 году также планировалось поднять расценки на 9,4%. По моим подсчетам, это отразится на выручке от передачи электроэнергии ФСК ЕЭС по итогам 2014 года в размере приблизительно 7-7,5 млрд руб. при прочих равных условиях.
С предложением по заморозке не согласно Минэнерго. По словам Александра Новака, ведомство считает целесообразным ограничение ранее запланированного роста в 2014 году уровнем инфляции 2013 года. С одной стороны, это позволит снизить издержки потребителей, а с другой — не так сильно ударит по самим сетевым компаниям, как нулевое изменение тарифа. Кроме того, в этом случае можно будет не нарушать существующий в отрасли механизм RAB-регулирования и не снижать инвестиционную привлекательность ФСК ЕЭС и Россетей.
Целью таких мер является не только стремление государства уменьшить рост инфляции и подстегнуть рост ВВП, но и побудить монополии экономить на издержках и повышать эффективность. Резервы для этого, по мнению властей, есть, и существенные. Если говорить о сетях, то инвестпрограммы, например, закладываются с учетом установки двух трансформаторов на подстанции — на случай, если один из них выйдет из строя. Однако серьезной нужды в этом, особенно если речь не идет об объектах повышенной опасности и первой необходимости, нет, тем более в условиях взятого курса на сокращение госрасходов в стране.
Повышение эффективности операционных издержек также возможно. В этом признаются и руководители сетевых организаций. К тому же если будут снижены цены на газ, то затраты на закупку электроэнергии компаниями тоже должны падать, так как ее производство и, соответственно, свободная цена на ОРЭМ понизятся. Однако я не считаю, что в случае одобрения такого сценария развития событий инвестпрограммы ФСК ЕЭС и Россетей будут скорректированы. Во-первых, это довольно трудоемкий процесс, учитывая, что капзатраты планируются, одобряются и синхронизируются как минимум на пять лет вперед. Во-вторых, никто не отменял альтернативные, кроме тарифной выручки, источники финансирования CAPEX. Здесь и средства ФНБ, и инфраструктурные бонды, к помощи которых, кстати, уже прибегла ФСК в августе текущего года. Правда, выкупаться эти облигации, скорее всего, будут выкупаться, хоть и косвенно, за счет госсредств, как в этот раз это было сделано Внешэкономбанком.
Однако о недостатках этой инициативы можно говорить так же долго, как и о достоинствах. Если взять в качестве примера Россети, то по итогам 1-го полугодия 2013 года выручка от технологического присоединения большинства МРСК сократилась по холдингу в целом на 30% г/г. Это вызвано увеличением льготного присоединения в рамках программы повышения доступности инфраструктуры. Предполагается, что этот разрыв по выручке сетевики компенсируют за счет повышения тарифа на передачу электроэнергии, но новая схема этого не предусматривает.
Также с 2013 года была отменена льгота по налогу на имущество для электросетевых объектов, который будет теперь расти ежегодно на 0,3%. Не удастся и индексировать заработную плату персонала, так как сокращение штатов, по словам руководства Россетей, даже в новых условиях производиться не будет. Минусом такого подхода для отечественной экономики может стать сокращение инвестиционного спроса на машины и оборудование и, как следствие, уменьшение потребления электроэнергии, которое, кстати, уже упало за первые семь месяцев 2013 года.
Также проведение перестройки в механизмах управления издержками и повышения их эффективности за один год, на мой взгляд, слишком сложная и в текущих условиях едва выполнимая задача. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать долгосрочное планирование тарифной политики, причем для этого необходимо исключить политическую составляющую. Это внесло бы определенность в плане инвестиций в отрасль, так как можно было бы знать, когда вложения окупятся. В текущей же ситуации о перспективах планирующейся приватизации сетевого комплекса говорить сложно, так как пока я не вижу тех частных инвесторов, которые могли бы вложиться в покупку сетевых компаний.
В любом случае рассмотренное предложение по заморозке и сдерживанию роста тарифов уровнями инфляции пока что находится на стадии законопроекта, и его практическая реализация под большим вопросом. В целом я считаю подобную схему регулирования нецелесообразной, особенно в разрезе такого подхода, когда все естественные монополии стригут под одну гребенку. Необходим отдельный тщательный анализ каждой из отраслей и индивидуальный подход к корректировке тарифов. Но даже в случае принятия решения о введении данного механизма я не вижу в этом серьезного риска для Россетей и ФСК ввиду вышеупомянутых причин. Однако снижение цен на газ может способствовать сокращению затрат на топливо некоторых генераторов, например Э.ОН Россия, которая является моим фаворитом не только в секторе генерации, но и во всей отечественной электроэнергетической отрасли.
Таргет по обыкновенным акциям Россетей — 1,311 руб., по бумагам ФСК — 0,181 руб. По Э.ОН Россия целевая цена установлена на уровне 3,47 руб. за акцию.
Екатерина Шишко, «Инвесткафе»
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Запасы газа в ПХГ Европы превысили 82%
Общий объем топлива в ПХГ является лишь седьмым максимальным для…
К 2028г Турция намерена в 4 раза увеличить добычу газа в Черном море
На данный момент с месторождений в этом регионе добывается порядка…
Электроэнергетики предложили Минэнерго варианты выделения квот на модернизацию ТЭЦ
Программа модернизации тепловой энергетики предусматривает обновление до 2030г до 47…
Нефтяники смогут получит топливный демпфер за сентябрь при его корректировке
А именно - увеличения точки отсечения на 10 процентных пункта.
«Совет рынка» предлагает зафиксировать принцип отказа от надбавок на ОРЭМ
Сообщил председатель правления ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров.
В Казахстане начали добычу газа на месторождении Хаиркелды
На 1-м этапе добыча газа составит порядка 8 млн куб…