Новости энергетики 16+

Сферы вливания

Стали известны детали планов «Роснефти» по интеграции активов ТНК-ВР. В части регионов ее добывающие предприятия сохранят самостоятельность, но большинство проектов перейдет к «Роснефти». Газовые активы ТНК-ВР получит в управление теперь подконтрольная «Роснефти» НГК «Итера». В результате, несмотря на желание госкомпании сохранить лучшие кадры ТНК-ВР, покинуть компанию готовятся не только руководители из числа совладельцев — Герман Хан и Виктор Вексельберг, но и целый ряд ключевых топ-менеджеров, пишет «Коммерсантъ».

В конце прошлой недели президент «Роснефти» Игорь Сечин, выступая на CERA Week, оценил синергетический эффект от покупки ТНК-ВР в $10 млрд. По его словам, «Роснефть» и ТНК-ВР добывают и перерабатывают нефть на близких территориях. «Особенно заметен синергетический эффект при разработке Ванкора и расположенных рядом месторождений ТНК-ВР»,— сказал Игорь Сечин. По его словам, интеграция активов позволяет нарастить ресурсную базу в Восточной Сибири на 2,7 млрд баррелей. «С 1994 года эти запасы не разрабатывались из-за необходимых колоссальных инвестиций, теперь это станет возможно с учетом значительных синергий по использованию транспортной и газоперерабатывающей инфраструктуры, созданной «Роснефтью» на Ванкоре,— пояснил топ-менеджер.— Мы получим также высокий эффект от сделки за счет оптимизации затрат в объединенной компании. Видим большие синергии в области замещения объемов и своповых операций, повышения эффективности комплекса нефтепереработки».

Изданию удалось ознакомиться с планами «Роснефти» по консолидации активов ТНК-ВР. В госкомпании выделяют семь регионов с «ключевыми синергиями» в добыче, рассказали источники, близкие к интеграционному комитету. Первый из них — Урало-Поволжье. Там запасы дочерних структур ТНК-ВР составляют 470 млн т (С1+С2) при уровне добычи около 20 млн т; они владеют 125 лицензиями. Показатели «Роснефти» скромнее: запасы 390 млн т при добыче 10,7 млн т на 152 лицензии. «Из-за большого количества лицензионных участков было принято решение сохранить существующую структуру управления»,— отмечает один из собеседников. Аналогичная ситуация в ХМАО и Томской области, которые являются основными регионами добычи как для ТНК-ВР, так и для «Роснефти». «Есть смысл сохранить схему управления, так как у обеих компаний большое количество лицензий, и их территориальную удаленность друг от друга»,— отмечает собеседник.

Следующий регион — Ванкорская провинция. Там запасы «Роснефти» составляют 450 млн т, добыча — 18 млн т, в ее собственности 11 лицензий. ТНК-ВР в регионе имеет запасы почти 1,5 млрд т на 17 участках, но они, как и говорил Игорь Сечин, не разрабатываются. «Роснефть» собирается передать под управление своей дочерней «Ванкорнефти» все участки ТНК-ВР, включая 50% проекта разработки Мессояхи, который она ведет совместно с «Газпром нефтью» в рамках «Славнефти».

В Восточной Сибири будет обратная ситуация. Там уже есть «Верхнечонскнефтегаз» (ВЧНГ), где ТНК-ВР владеет 74%, а «Роснефть» — оставшимися 26%. В госкомпании (запасы в регионе составляют почти 1 млрд т на 17 участках, которые фактически не разрабатываются) собираются отдать активы в Иркутской области под управление ВЧНГ. Управлять долей ТНК-ВР в проектах «Славнефти» в регионе предполагается через «дочку» «Роснефти» — Восточно-Сибирскую нефтегазовую компанию.

В Тимано-Печоре и на Каспии, где ТНК-ВР имеет только геологоразведочные лицензии, а «Роснефть» уже ведет добычу, планируется передать все активы в дочернюю структуру госкомпании — «Северную нефть». Та же судьба ждет газовые активы ТНК-ВР (три лицензионных участка в ЯНАО в рамках «Роспана», добыча сейчас составляет 3,3 млрд кубометров) — их «Роснефть» планирует вместе с принадлежащими ей 13 лицензиями передать под управление «Итеры», в которой госкомпании принадлежит 51%.

В переработке и рознице в «Роснефти» видят девять регионов с «ключевыми синергиями», говорит один из источников. Он отмечает, что во всех регионах, кроме Москвы, Петербурга, Ростова, Краснодара и Екатеринбурга, госкомпания владеет большим количеством АЗС, чем ТНК-ВР. «Для достижения максимального синергетического эффекта в общих регионах необходимо создание единого оператора, который будет управлять АЗС»,— отмечает собеседник. Помимо этих четырех регионов «Роснефть» и ТНК-ВР также вместе работают в Твери (19 и 14 АЗС соответственно), Смоленске (84 и 4 АЗС), Тамбове (44 и 8 АЗС) и Белгороде (49 и 17 АЗС). Всего у «Роснефти» на данный момент в стране 1655 АЗС, а у ТНК-ВР — 787. В объединении примут участие 537 и 428 АЗС соответственно.

После консолидации добыча объединенной компании составит 206,8 млн т нефти и 47,1 млрд кубометров газа в год. Уровень переработки нефти составит 95,5 млн т. Показатель EBITDA объединенной компании составит 860 млрд руб., отмечает один из собеседников, при ориентировочной цене нефти $95 за баррель, а капвложения — 700 млрд руб.

«Роснефть» рассчитывает закрыть сделку по покупке ТНК-ВР к 1 апреля, отмечают источники, необходимые одобрения от российских регуляторов уже получены, 8 марта разрешение дала Еврокомиссия. Собеседники, близкие к ТНК-ВР, говорят о возможности завершения сделки и в более ранние сроки. «В компании сейчас идет очень активная фаза захода «Роснефти», запрашивается разная документация»,— отмечает один из источников. В то же время из ТНК-ВР уже в ближайшее время уйдет ряд менеджеров. Прежде всего это исполнительный директор и совладелец Герман Хан, который сначала отправится в отпуск, а затем покинет компанию официально. Уйдут также другой совладелец и исполнительный директор — Виктор Вексельберг, финансовый директор Джонатан Мьюир, исполнительные вице-президенты Михаил Слободин, Игорь Майданник и Анатолий Темкин. «Все они получат «золотые парашюты», равные двум годовым окладам без бонусов, выплаты оговаривались действующими акционерами при смене собственников»,— отмечает один из собеседников. Скорее всего, «Роснефть» начнет ротацию и руководителей дочерних структур ТНК-ВР в регионах.

«Роснефть» исходит прежде всего из показателей эффективности проектов, отмечает аналитик «ИФД-Капитала» Виталий Крюков. Например, понятно, что у менеджеров ВЧНГ есть серьезный опыт управления этой крупной компанией и понимание управления подобными активами в регионе. В то же время ТНК-ВР мало занималась разработками сланцевой нефти в Восточной Сибири — и логично, что теперь эти проекты перейдут под управление «Роснефти», отмечает эксперт. В целом, по его мнению, госкомпания пытается соблюсти баланс интересов, хотя о точной оценке синергетического эффекта говорить пока рано.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх