ЭнергоНьюс

Новости энергетики 16+

Газпром прокачивает убытки

Переброска экспортных объемов газа с Украины на новый газопровод Nord Stream может дорого обойтись «Газпрому». Контракты монополии по прокачке значительных объемов газа через страны Восточной Европы заключены с условием ship-or-pay, поэтому их недозагрузка грозит «Газпрому» штрафами. В январе—сентябре 2012 года транспортные расходы «Газпрома» уже выросли на 20%. Причем на фоне увеличения издержек он из-за растущей конкуренции вынужден снижать цены для европейских потребителей, уменьшая маржу, пишет «Коммерсантъ».

Цена транзита российского газа в Европу через Украину и газопровод Nord Stream (из России в Германию по дну Балтийского моря) в январе—сентябре 2012 года выросла на 20%, до 237,8 млрд руб., говорится в опубликованном вчера отчете «Газпрома» по МСФО. Но источник в Минтопэнерго Украины утверждает, что цена транзита для «Газпрома» в 2013 году выросла всего на 5%. При этом, по оценке директора киевского Института энергетических исследований Дмитрия Марунича, по итогам 2012 года транзит российского газа через Украину сократится на 15%, до 85 млрд кубометров газа.

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин добавляет, что Nord Stream, мощность которого в октябре удвоились до 55 млрд кубометров газа в год, сейчас загружен примерно на треть. Эксперт полагает, что рост экспорта по Nord Stream за счет сокращения транзита через Украину выливается для монополии не только в высокие платежи за прокачку (тарифы Nord Stream не раскрываются), чтобы окупить новый газопровод.

Дело в том, что многие контракты на транзит газа с европейскими странами заключены на условиях ship-or-pay и снижение прокачки оборачивается для «Газпрома» штрафами.

Крупнейшим транзитером российского газа в Европе является Словакия. У «Газпрома» с ней контракт до 2029 года на транзит до 50 млрд кубометров газа в год на условиях ship-or-pay. В сентябре глава «Газпром экспорта» Александр Медведев, будучи в Словакии, заверил, что «все обязательства по этим контрактам будут выполнены» и страна «без транзитных платежей не останется». В итоге до 2029 года «Газпром» заплатит Словакии за транзит более 900 млрд кубометров газа, но реальный объем прокачки составит не более четверти заявленного, уверен господин Корчемкин. То есть транзит одних и тех же объемов газа будет оплачен дважды, на старых маршрутах через Восточную Европу и через Nord Stream, полагает эксперт, и это без учета перспективы введения газопровода South Stream и на фоне снижения объема экспортных поставок «Газпрома».

В «Газпроме» и «Газпром экспорте» ситуацию не комментируют. Но в том же отчете по МСФО говорится, что при росте в январе—сентябре тарифы для потребителей в бывшем СССР выросли на 20%, а для Европы — на 9%, маржа с прибыли от продаж снизилась с 36% до 26%. Причем «Газпрому», чтобы выдержать растущую конкуренцию на европейском рынке, приходится снижать цены. В частности, французская GDF Suez, австрийская Econgas и немецкие Wingas и WIEH в январе подали заявки на пересмотр условий своих контрактов, сообщил вчера заместитель гендиректора «Газпром экспорта» Сергей Челпанов. Ряд европейских потребителей «Газпрома» получили скидки раньше. Компания снизила и среднюю прогнозную цену газа для Европы на 2013 год с $415 за тысячу кубометров до $370. При этом по пересмотренным задним числом за 2010-2011 годы контрактам «Газпром» рискует выплатить 133 млрд руб. ретроактивных платежей (с учетом уже выплаченных более 60 млрд руб.). Как ожидают в монополии, 30,4 млрд руб. из них компенсирует государство в виде частичного возврата налога на прибыль.

Из-за снижения конечных цен и роста транзитного тарифа маржа «Газпрома» продолжит сокращаться, а его экспорт газа через Nord Stream может оказаться на грани рентабельности, считает Михаил Корчемкин. В отличие от главного конкурента «Газпрома» в Европе — Норвегии — транспортная составляющая в цене российского газа очень велика, так как газ идет с Ямала, добавляет глава направления «мировая энергетика» в «Сколково» Татьяна Митрова. Если у Норвегии транспортировка в конечной цене составляет около 30%, а добыча 70%, то у «Газпрома» примерно наоборот, поясняет она. При этом, как сообщалось, норвежские власти выступили с инициативой снизить транспортные тарифы по новым газовым контрактам примерно на 7%, чтобы стимулировать добычу на шельфе страны и рост экспорта. Дмитрий Марунич считает, что «Газпром» может частично компенсировать рост транспортных расходов за счет переброски части украинского экспорта не на Nord Stream, а через Белоруссию, чьи газопроводы принадлежат «Газпрому».

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх