Новости энергетики 16+

Минэнерго прогнозирует дефицит бензина в октябре

На российском нефтепродуктовом рынке может вновь возникнуть дефицит топлива. По данным Минэнерго, в ближайшие два месяца несколько российских регионов будут ощущать нехватку автобензина, а объем неф­те­продуктов на нефтебазах опустится до минимума. Ведомство предла­гает компаниям ограничить экспорт и применять толлинговую схему по­ставки сырья на белорусские заводы. Эксперты прогнозируют рост цен на бензин, пишет РБК daily.

 

Глава Минэнерго Александр Новак на правительственной комиссии по ТЭКу в понедельник сообщил, что в стране может возникнуть ситуация с нехваткой автобензина из-за роста спроса на топливо и остановки на ремонт ряда НПЗ, рассказал источник, знакомый с итогами заседания. Возможно возникновение локального регионального дефицита автобензина в октябре—ноябре. По оценкам министерства, общий максимально возможный дефицит в октябре оценивается в объеме не более 400 тыс. т. Это фактически 15% от месячного потребления топлива в стране. В этот период остатки автобензина на НПЗ и нефтебазах ВИНК могут опуститься до минимальных значений. На московском рынке есть вероятность возникновения кратко­временного дефицита в объеме 69 тыс. т в октябре и 62 тыс. т в ноябре.

 

Проблем с дизтопливом министерство не прогнозирует — спрос на него полностью покрывается предложением. Но ведомство предлагает ФАС провести анализ обоснованности опережающего роста цен на дизтопливо и автобензин. По данным ИАЦ «Кортес», дизтопливо с начала года на АЗС подорожало на 86 коп., АИ-92 — на 54 коп., АИ-95 — на 76 коп. В Москве дизтопливо сейчас стоит 30,39 руб., что всего на 4 коп. дешевле АИ-95.

 

Минэнерго рекомендует нефтяным компаниям до конца года увеличить объем товарных запасов и поставок автобензина на внутренний рынок за счет ограничения экспорта топлива, включая поставку на собственные сети АЗС за рубежом. Также предлагается до конца года максимально (до 90%) загрузить НПЗ. Министерство рассматривает вариант отмены возмещения акциза и НДС для экспортеров в случае экспорта нефтепродуктов в страны — члены Таможенного союза. Не исключено применение толлинговой схемы переработки российской нефти на белорусских НПЗ.

 

С начала года ряд компаний увеличили экспорт бензина, в частности «Газпром нефть» — более чем на 20% (до 546,2 тыс. т). Нарастили экспорт также «Сургутнефтегаз», «Газпром нефтехим Салават», «Фортеинвест».

 

Представитель ЛУКОЙЛа отметил, что компания поставляет все производимые объемы бензина на внутренний рынок, а заводы загружены почти на 100%. «На своих фирменных заправках дефицита не допустим», — говорит он. В «Газпром нефти» сказали, что с начала года бензины с Московского и Ярославского НПЗ не экспортировались. Поставка на экспорт осуществляется только с Омского НПЗ компании для обеспечения собственной сети АЗС в Средней Азии. В ТНК-ВР и «Роснефти» от коммента­риев отказались.

 

«Российский нефтепродуктовый рынок по-прежнему неустойчив. Достаточно одновременного ремонта нескольких заводов, и его начинает лихорадить. 400 тыс. т — достаточный объем для того, чтобы рынок отметил его недостаток», — отмечает директор по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков. Впрочем, эксперт исключает возникновение серьезного дефицита бензина на рынке, а все разговоры об этом повлияют лишь на стоимость топлива. По его прогнозу, в ближайшее время бензин в опте может подорожать на 8—10%, затем рост цен проявится в мелком опте и рознице. «Как только компании почувствуют выгодность поставок на внутренний рынок, а это обеспечивается ценой, экспорт сократится», — добавляет эксперт. С начала года рост мировых цен на нефтепродукты составил 37%, в то же время оптовые цены на российском рынке выросли на 20%, а розница в результате внимания со стороны регуляторов прибавила менее 3%.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх