Газпром просит увеличить субсидии на машины на КПГ

Председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков в пятницу на совещании у вице-премьера Юрия Борисова в Набережных Челнах поднял вопрос недостаточной поддержки рынка газомоторной техники, пишет “Коммерсантъ”. Он отметил, что «Газпром» уже многие годы развивает сеть АГНКС (метановых заправок) и по итогам года их число должно достичь 648, «но загруженность заправок сегодня составляет 34%, то есть мы работаем в убыток». «Мы потратили десятки миллиардов долларов, чтобы построить заправки, но работаем в убыток, так как нет машин»,— констатировал он (цитата по «РИА Новости»).

Он упомянул, что субсидии для техники на сжиженном природном газе «сделали громадные и они сегодня ломают весь рынок». С 2020 года господдержка для ряда автобусов и грузовиков на компримированном газе была снижена в два раза, тогда как для техники на СПГ она осталась в полном объеме. Теперь, например, по средним автобусам субсидия упала с 1,5 млн до 525 тыс. руб. за единицу — по словам собеседников в автопроме, это нивелировало существовавшую прежде выгоду газового автобуса по сравнению с дизельным. При этом техника на СПГ не пользуется популярностью из-за отсутствия заправочной инфраструктуры, так как та создавалась под КПГ, говорит источник.

В Минпромторге объясняли перераспределение субсидий снижением стоимости локализованного газобаллонного оборудования и ростом потребительского интереса к газомоторной технике. При этом собеседники говорили, что чиновники оценивают уровень производства техники на КПГ как приемлемый, считая необходимым стимулировать выпуск автомобилей на СПГ.

Техника на КПГ и СПГ относится к разным сегментам: первая — это городская коммерческая техника, автобусы среднего и малого классов и частный транспорт, а вторая — магистральные тягачи и большие автобусы. Общий объем субсидирования в последние годы — 3,3 млрд руб. ежегодно.

Господин Зубков осенью уже обращался к президенту РФ с предложением вновь уравнять субсидии на производство машин на КПГ и СПГ. Тогда Владимир Путин с предложениями «согласился». 3 декабря Виктор Зубков отметил, что и глава «Газпрома» Алексей Миллер «обращался к председателю правительства Михаилу Мишустину и тоже просил увеличить субсидии до 7,1 млрд руб.», в том числе 5,3 млрд руб. для машин на КПГ и 1,8 млрд руб.— на СПГ.

Из выступления Юрия Борисова следует, что власти могут вернуться к вопросу увеличения субсидий для машин на КПГ. По итогам совещания вице-премьер отметил, что «государство оказывает помощь в первую очередь через субсидирование как производителей, так и потребителей газомоторной техники», а, судя по обсуждению, этого недостаточно: «нужны дополнительные усилия и государственная помощь в этом направлении» (цитата по «РИА Новости»). По словам чиновника, российские автопроизводители способны выпускать практически всю линейку техники на газомоторном топливе, но «стоит вопрос о массовом, масштабном внедрении этой техники на рынок»: «Для этого, конечно, нужно усиливать меры государственной поддержки, хотя нельзя сказать, что ничего не делается». Вице-премьер также назвал газовый транспорт «самым эффективным средством снижения углеродного следа».

Источники среди автоконцернов отмечают, что на совещании также предлагали увеличить субсидии, и надеются, что предложения найдут отражения в протоколе и будут рассмотрены.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что разумно субсидировать спрос на оба вида газомоторной техники, увеличив при этом масштаб господдержки. По его мнению, каждая технология найдет своего потребителя: например, СПГ более востребован там, где важен пробег (на одной заправке пробег в три раза больше, чем на компримированном газе), то есть это магистральный автотранспорт и карьерная техника. При этом КПГ более актуален, например, для коммунальной техники, такси и сервисов доставки внутри городов.