Совет рынка предлагает ужесточить ответственность для злостных неплательщиков

Ассоциация «НП Совет рынка» предлагает ужесточить ответственность для злостных нарушителей платежной дисциплины. Об этом сообщил Председатель Правления Ассоциации Максим Быстров в ходе совещания по подготовке к осенне-зимнему периоду 2021-2022 годов в Южном федеральном округе (ЮФО), которое состоялось в Волгограде.

Выступая с анализом состояния финансовой дисциплины субъектов электроэнергетики на территории ЮФО, глава Ассоциации обратил внимание на важность применения гарантирующими поставщиками инструмента финансовых гарантий в отношении «неотключаемых» потребителей.

«Мы отмечаем, что гарантирующими поставщиками практически не инициируется процедура привлечения должников к административной ответственности, несмотря на систематичность их нарушений. Отчасти это может объясняться статистикой – наиболее строгие меры ответственности не применяются контролирующими органами, а штрафы не являются для злостных должников стимулирующей мерой к своевременным платежам. В этой связи Ассоциацией подготовлены и направлены в Минэнерго России предложения по совершенствованию законодательства в части изменения подхода к применению ответственности за непредставление финансовых гарантий. В частности, инициатива предполагает ужесточение наказания за повторные правонарушения и запрет возможности замены штрафов на предупреждения», – сказал Максим Быстров.

Он добавил, что анализ I полугодия 2021 года показал, что в ЮФО 96% всех уведомлений о необходимости предоставления фингарантий направляются в адрес одних и тех же «неотключаемых» потребителей. Полностью исполнены лишь 53% уведомлений. Материалы для принятия мер реагирования к нарушителям в этом году направлены на рассмотрение в Ростехнадзор лишь в отношении 19% неисполненных уведомлений.

Председатель Правления Ассоциации также призвал региональные власти активнее участвовать в вопросах повышения платежной дисциплины «неотключаемых» потребителей. «Большинство полученных от гарантирующих поставщиков уведомлений о предоставлении фингарантий приходится на унитарные предприятия сферы ЖКХ. По информации гарантирующих поставщиков вопросы платежной дисциплины этих потребителей обсуждаются на уровне муниципальных и региональных властей, и в ряде случаев это приносит свои результаты, в т.ч. за счет предоставления регионами субсидий. Это взаимодействие очень важно сохранить, в связи с чем просим региональные органы власти уделять внимание вопросам платежной дисциплины подведомственных региону предприятий», – добавил Максим Быстров.

Оценивая состояние финансовой дисциплины субъектов электроэнергетики на территории ЮФО в целом, глава Ассоциации отметил, что уровень оплаты покупателями электроэнергии и мощности, приобретенных на оптовом рынке, с начала 2021 года на территории ЮФО составил 98,7%, что примерно соответствует аналогичному периоду прошлого года (98,9%). Объем задолженности покупателей округа с учетом цессии по состоянию на 14 сентября 2021 составил 7,9 млрд рублей, увеличившись с начала года на 1,5 млрд рублей. При этом, 92% задолженности приходится на гарантирующего поставщика Волгоградской области, 8% – на участников, лишенных статуса субъекта оптового рынка, ранее функционировавших в Республике Калмыкия.

«Ситуация с задолженностью ГП Волгоградской области находится на контроле в Ассоциации, при Наблюдательном совете функционирует рабочая группа, в задачи которой входит регулярный контроль за расчетами и исполнением графиков снижения задолженности перед поставщиками оптового рынка и сетевыми организациями. Пока ГП справляется со взятыми на себя обязательствами. По Калмыкии мы рассчитываем, что с учетом удовлетворительной собираемости платежей на этих территориях найдутся претенденты, готовые в рамках конкурса на статус ГП выкупить пусть не 100%, но какую-то ощутимую часть долга», – отметил Максим Быстров.

На розничных рынках по итогам 7 месяцев 2021 года уровень расчетов потребителей ЮФО составляет 96,2% и отстает от среднероссийского показателя (98,7%). По состоянию на 1 августа задолженность розничных потребителей округа составила 36,7 млрд рублей, увеличившись с начала года на 5,9 млрд рублей. При этом наибольшая отрицательная динамика уровня расчетов потребителей в этом году на территории ЮФО наблюдается в Астраханской области – снижение с 99,2% до 94,9%, главная причина – низкая финансовая дисциплина потребителей сферы ЖКХ и населения (в т.ч. исполнителей коммунальных услуг).

По словам Председателя Правления Ассоциации, по итогам 7 месяцев 2021 года платежную дисциплину хуже, чем в среднем по ЕЭС России, продемонстрировали все основные группы потребителей ЮФО. А в некоторых регионах по отдельным категориям потребителей уровень расчетов в этом году зафиксирован ниже, чем в непростом «ковидном» 2020 году.

В ходе своего выступления Максим Быстров отметил в положительную сторону расчеты с сетевыми организациями в ЮФО. Уровень расчетов по итогам 7 месяцев 2021 года за услуги по передаче электроэнергии составил здесь 100,8% против 94,3% за аналогичный период 2020 года, а за электроэнергию, приобретаемую в целях компенсации потерь, – 95,1% против 94,1% в 2020 году.

При этом, задолженность за услуги по передаче с начала года снизилась на 0,6 млрд рублей и на 1 августа 2021 года составила 16,6 млрд рублей, а за электроэнергию, приобретаемую в целях компенсации потерь, – выросла на 0,9 млрд рублей и достигла уровня 9,4 млрд рублей.

Отдельно Председатель Правления Ассоциации остановился на мониторинге показателей энергосбытовой деятельности в ЮФО. Индикаторы расчетов с потребителями в целом показывают, что наибольшие сложности здесь испытывают ГП Республики Калмыкия и Астраханской области. Индикаторы расчетов с ТСО в целом в ЮФО не превышают предельные значения – длительная задолженность за услуги по передаче электрической энергии наблюдается только у одной независимой энергосбытовой компании. Ряд индикаторов финансового состояния не соблюдаются ГП Волгоградской, Ростовской областей, а также Краснодарского края.

Максим Быстров также призвал энергосбытовые компании ЮФО прикладывать усилия для недопущения ухудшения ситуации с расчетами за услуги по передаче электроэнергии и соблюдения уже достигнутых договорённостей. Он напомнил, что в настоящее время Минэнерго России проводит общественное обсуждение проекта изменений в Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в части усиления контроля за энергосбытовой деятельностью субъектов оптового рынка, прежде всего это касается расчетов за услуги по передаче. Несоблюдение показателей может привести к возникновению оснований для лишения статуса субъекта оптового рынка.