Новый глава ФАС выступил против роста тарифа ФСК

Новый глава ФАС Максим Шаскольский впервые жестко раскритиковал механизм дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК, входит в «Россети»), подразумевающий двукратный рост тарифа для промышленности. Законопроект нужно вернуть в Минэнерго на «существенную доработку в связи с нецелесообразностью его рассмотрения», говорится в его письме в правительство. Глава службы предупреждает: инициатива будет иметь «очень серьезные негативные последствия для энергобезопасности РФ», поскольку приведет к децентрализации энергосистемы из-за ухода промышленности на свою генерацию, пишет “Коммерсантъ”.

В «Россетях» сообщили, что не комментируют переписку ведомств. «Компания будет исполнять то решение правительства, которое будет принято»,— говорят там. В Минэкономики не видели письма. В Минэнерго не ответили на запрос.

Механизм дифференциации тарифа ФСК предполагает перераспределение перекрестного субсидирования (доплаты бизнеса за сниженные тарифы населения). Тариф для промышленности на магистральных сетях должен расти, а для малого бизнеса на распредсетях — снижаться. Минэнерго внесло законопроект в правительство в 2019 году.

Механизм может «фактически разрушить единое экономическое пространство в сфере электроэнергетики», считает господин Шаскольский. Сейчас тарифы магистральных сетей везде одинаковы, а после реформы будут различаться по регионам (появится более 80 тарифов вместо одного). В Приморском крае тариф вырастет в пять раз, а в Чечне — в девять раз.

Минэкономики предлагает передать регионам право самостоятельно устанавливать сроки и размеры дифференциации тарифа. Но это опасно, пишет Максим Шаскольский: перекрестное субсидирование увеличится, конкурентоспособность бизнеса ухудшится, а собираемость доходов ФСК упадет.

Глава ФАС отмечает, что механизм критикует крупная промышленность, в частности «Роснефть», НЛМК и ОАО РЖД. Кроме того, он напоминает, что к реформе были вопросы и у других ведомств — Минстроя, Минфина, Минпромторга. Господин Шаскольский также обращает внимание, что в 2019 году механизм критиковало и Минэкономики, оценивая сокращение инвестиций бизнеса на 221 млрд руб. до 2024 года (позиция ведомства изменилась в 2020 году после прихода нового главы Максима Решеникова).

Максим Шаскольский также сомневается, что ставки для малого и среднего бизнеса снизятся: снижение тарифа будет «замещено объемом выпадающих доходов». Такая вероятность косвенно подтверждается в годовом отчете «Россетей» за 2018 год, пишет глава ФАС. По мнению Сергея Роженко из КПМГ, опасения имеют под собой основания: совокупный объем выпадающих доходов «Россетей» только по льготному техприсоединению за 2009–2017 годы оценивался Минэнерго в 112 млрд руб. без учета сглаживания RAB-тарифов и снижения необходимой валовой выручки.

«Что бы ни предлагали отраслевые регуляторы, разгребать тарифно-экономические последствия в итоге придется ФАС,— говорит Василий Киселев, директор Сообщества потребителей энергии (объединяет промышленных потребителей электроэнергии).— Поэтому у ведомства рациональная и, что немаловажно, последовательная позиция в отношении проекта, которая не изменилась после смены руководителя».

«Двукратный рост платы ФСК стимулирует промышленность к энергоавтономии, а это поднимет цены для оставшихся в сети клиентов, что является угрозой для устойчивости всей системы»,— считает Николай Посыпанко из Vygon Consulting. По его оценкам, эффект в тарифах распредсетей едва ли превысит 2%, но и он под вопросом — никто не отменял инвестиций, которые в текущих условиях стагнирующего спроса в тарифные рамки «не влезают».

 

Теги: