Кто крайний в росте цен на бензин?

В январе 2019 года потребительские цены на автомобильный бензин в России, по данным Росстата, выросли на 0,8%, что соответствует годовому росту на 9,6%.

В целом за год, с января 2018 по январь 2019 года, средние потребительские цены на бензин в России увеличились на 9,8%. Сильнее всего подорожал автомобильный бензин марки АИ-95 (+9,9%) и дизельное топливо (+15,1%). Цены выросли бы еще больше, если бы не вмешательство правительства. Оно остановило повышение акцизов на вторую половину прошлого года и заставило производителей топлива умерить свои аппетиты.

В публикациях последних недель на тему «кто виноват» стандартно перечисляются традиционные виновники роста цен: мировая цена на нефть, налоги, жадность участников топливной цепочки (нефтедобытчиков, производителей бензина и владельцев АЗС) и естественные монополии с их непрерывно растущими тарифами. Однако почти никогда в статьях не приводится численный анализ долей вины разных источников в росте цен. Упущение исправили сотрудники Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК), публикация которых появилась в EnergyLand.info.

Исследователи проанализировали влияние роста тарифов естественных монополий и роста налогов на конечную цену бензина АИ-95 с начала 2019 года. В отличие от непрерывно меняющихся цен на нефть и скачущих биржевых котировок рост тарифов и налогов строго зафиксированы в нормативных документах.

Согласно приказу Федеральной антимонопольной службы, ответственной за тарифы естественных монополий, тарифы РЖД с начала 2019 года выросли на 3,5%, тарифы «Транснефти» − на 3,87%, тарифы электроэнергетиков − на 1,6-3,3% (в расчете рост тарифов принят за 2%).

В расчете ИРТТЭК также были учтены примерные расходы НПЗ на сырье и электроэнергию, стоимость перевозки топлива цистернами по РЖД и расходы АЗС на электроэнергию. Оказалось, что вклад роста тарифов естественных монополий в повышении цены бензина составляет 0,33%.

Куда большую долю в рост цены топлива внесли налоги. С начала года НПС вырос с 18 до 20%, а акциз на бензин − на 3,12 руб. на 1 литр бензина. Расчет показал, что рост налогов отвечает за рост цены бензина на 9,03%.

Таким образом, цена на бензин за счет роста налогов выросла в 27,4 раза больше, чем за счет роста тарифов естественных монополий.

В расчете не был учтен налог на добычу природных ископаемых (НДПИ), так как год только начался. За 2018 году НДПИ вырос на 53,3%. Если же учесть этот рост и долю НДПИ в конечной цене бензина, то получится, что налоги разгоняют его цену в 76,8 раза больше, чем тарифы естественных монополий.

Получается, что ФНС с большим отрывом выигрывает у РЖД в условном соревновании: кто сильнее поднимет цену бензина.