На прошедшем недавно аукционе по продаже участков недр, располагающихся в Ненецком автономном округе (НАО), один из участков — Верхнеянгарейский — приобрело дочернее предприятие Лукойла — ООО «Лукойл-Коми». Эту покупку можно, по моему мнению, считать очередным, пусть и небольшим, шагом в направлении выполнения задач, намеченных в амбициозной стратегии развития компании на период до 2021 года, о которой впервые было объявлено в декабре прошлого года.
Покупка участка обошлась Лукойлу в 1,83 млрд руб. — небольшая сумма по сравнению с предполагаемыми многомиллиардными инвестициями, запланированными компанией в будущем. С другой стороны, и приобретаемый актив невелик. Прогнозные извлекаемые ресурсы Верхнеянгарейского участка по категориям Д1 и Д2 составляют 5,4 млн и 5,9 млн тонн нефти соответственно.
Для Лукойла с его падающим от квартала к кварталу производством любой новый участок — на вес золота. Тем более что НАО для компании является одним из ключевых регионов: Лукойл участвует здесь в двух СП: Нарьянмарнефтегаз (30% у ConocoPhillips) и Башнефть-Полюс (оператор месторождений им. Требса и Титова, 75% у Башнефти), а также владеет Варандейским терминалом по перевалке нефти мощностью 12 млн тонн в год.
Несмотря на то что сам по себе факт покупки нового участка позитивен для компании, стоит признать, что запасы его слишком незначительны для того, чтобы это существенным образом повлияло на котировки акций компаний. Ведь это всего 0,3% от суммарных запасов Лукойла.
Между тем компания продолжает подготовку к эксплуатации месторождения им. Филановского, которое находится еще в одном регионе присутствия компании — на Каспии. Начало добычи там запланировано на 2015 год. Напомню, что извлекаемые запасы нефти месторождения составляют 153,1 млн тонн (категории С1+С2), газа — 32,2 млрд куб. м.
В рамках начала работ по обустройству месторождения в соответствии с заключенными еще в ноябре прошлого года соглашениями состоялась закладка инфраструктурных объектов — платформ будущего комплекса нефтедобычи. Нефть с месторождения будет отправляться в нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума.
Появилась новая информация и по крупнейшему зарубежному активу компании — проекту Западная Курна-2. Лукойлу представилась возможность увеличить свою долю в проекте, напомню, сейчас она составляет 56,25%. Норвежская Statoil запросила санкцию у министерства нефти Ирака на продажу своей доли Лукойлу, и у страны нет принципиальных возражений относительно этой сделки. В случае если Лукойл приобретет пакет норвежской компании, его доля в Западной Курне-2 достигнет 75%.
Говорить сейчас о финансовой оценке, а также о влиянии этого проекта на производственные и финансовые показатели Лукойла преждевременно. Можно только делать предположения, чем, в общем-то, активно и занимается руководство концерна. Если говорить о сроках ввода в эксплуатацию, то, по последним заявлениям В. Алекперова, это будет начало 2014 года. На текущий момент планируемые инвестиции в проект только на ближайшие три года могут составить $4,5 млрд.
По моему мнению, несмотря на огромные вложения в этот проект, у Лукойла по большому счету нет особых альтернатив, в частности, если говорить о российских недрах. Открытий новых месторождений такого масштаба, как в Ираке, не предвидится, а если это и произойдет, то с большой долей вероятности его получит Роснефть. Так что, скорее всего, Лукойл в Ираке всерьез и надолго, если, конечно, не случится каких-то геополитических событий, способных повлиять на работу компании в этой стране, — что, к сожалению, достаточно вероятно.
Что касается увеличения компанией доли в проекте, то мне кажется Лукойлу надо сто раз подумать, прежде чем сделать это. Ведь помимо повышения финансовой нагрузки на компанию, еще присутствуют риски нестабильности политической ситуации и связанная с ними вероятность несоблюдения контрактных обязательств иракской стороной.
Также стоит упомянуть о финансовой части контракта на разработку Западной Курны-2. Компания, как известно, выиграла тендер на право оказания услуг по разработке месторождения, то есть контракт сервисный, по условиям которого вознаграждение за каждый баррель нефти составит $1,15 сверх установленного уровня суточной добычи в 120 тыс. барр/сут. Плановый объем добычи составляет 1,8 млн барр./сут.
Руководство Лукойла не устает делать заявления относительно содержания инвестиционной программы на ближайшие 10 лет. Причем с каждым месяцем ее предполагаемый объем растет. Так, если ранее глава компании Вагит Алекперов говорил о ежегодных суммах капитальных вложений в размере не менее $10 млрд, то сейчас речь идет об инвестировании $155 млрд до 2021 года, а это уже в среднем около $15,5 млрд ежегодных капзатрат. Отмечу, что уже в текущем году инвестиции компании могут составить $13,9 млрд. Из них на наращивание добычи будет потрачено 70%, остальные деньги будут отправлены на модернизацию НПЗ компании.
Что касается проектов компании по добыче газа, то в рамках стратегического партнерства с Газпромом будет продолжено освоение месторождений Большехетской впадины. В будущем львиную долю добычи газа обеспечат Южно-Мессояхское, Находкинское, Хальмерпаютинское и Пякяхинское месторождения. До 2021 года компания планирует довести добычу газа в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) до 25-30 млрд куб. м.
Из зарубежных газовых проектов выделю узбекские СРП-проекты Хаузак-Шады-Кандым (разведанные запасы газа составляют 214 млрд куб. м) и разработку Гиссарской группы месторождений (проектный уровень добычи — 5,8 млрд куб. м в год). В рамках освоения месторождений Кандымской группы Лукойл к 2016 году построит завод по переработке газа (ожидаемая проектная мощность может составить порядка 8 млрд куб. м газа), а также необходимую инфраструктуру. В целом же на территории Узбекистана по заявлению В.Алекперова добыча газа может составить до 18 млрд куб. м газа в год к 2017 году.
Безусловно, амбициозные инвестиционные планы компании можно только приветствовать. Дело за их реализацией. Ведь достигнуть запланированных руководством производственных показателей невозможно без инвестирования существенных средств в освоение новых месторождений. С другой стороны, высокий уровень капитальных затрат может привести к снижению свободного денежного потока и, соответственно, повлиять на уменьшение дивидендных выплат. Однако, возможно, этого не произойдет, ведь (см. диаграмму) в последние два года величина свободного денежного потока превышает суммы капитальных вложений. Кроме того, наблюдается и рост самого FCF в абсолютном выражении, что является позитивным моментом. Следует также добавить, что успех инвестиционной программы во многом зависит от будущего уровня нефтяных цен, спрогнозировать который с учетом горизонта планирования 10 лет невозможно.
В заключение напомню, что презентация новой стратегии Лукойла состоится 14 марта на Дне инвестора в Лондоне.
Согласно оценке по мультипликатору P/E, потенциал роста обыкновенных акций компании составляет 20% от текущих уровней, прогнозная цена бумаг на среднесрочную перспективу — 2190 руб.
Виктор Барков, аналитик Инвесткафе
Мы в телеграм:
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.
РФ может поставлять в Иран до 55 млрд куб м газа
Проект строительства газопровода из РФ в Иран находится в работе,…
В 2025г цена барреля нефти составит $69,76, в 2026г — $67,96
Об этом говорится в опубликованном январском обновлении к докладу МВФ…
К 2027г во Владимирской области планируют построить 1,5 тыс км газопроводов
И подвести газ к 264 населенным пунктам.