Вчера в Алжире министры стран, владеющих 70% запасов природного газа, единогласно договорились котировать цены на газ на спотовых рынках по аналогии с нефтяными. Как именно это решение повлияет на биржевые цены, участники встречи вчера не объяснили, пишет «Коммерсантъ».
Вчера в Оране, втором по величине городе Алжира, прошло совещание Форума стран—экспортеров газа (ФСЭГ). Накануне три ключевых участника — министры энергетики России, Алжира и Катара — встретились на неофициальном обеде. Они обсуждали, что делать с избытком газа в Европе и как удержать цены на приемлемом для производителей уровне после свершившейся в США «газовой революции». Объем добычи сланцевого газа за три года вырос в два с половиной раза, обвалив цены на 40%.
Министр энергетики Алжира Шакиб Хелиль заявил, что нельзя продолжать работать в условиях, когда «газ стоит $144 за тысячу кубометров или в двадцать раз дешевле нефти, тогда как традиционно газ был дешевле нефти всего в десять раз». Для решения этой проблемы алжирский министр предложил всем странам—членам ФСЭГ скоординированно сократить объем добычи газа. Если бы это предложение было принято, то ФСЭГ стал бы газовым аналогом ОПЕК — главным инструментом игры картеля на нефтяном рынке является именно согласованное увеличение или сокращение объемов добычи в соответствии с квотами.
ФСЭГ со штаб-квартирой в Катаре объединяет 11 газодобывающих стран, это Алжир, Боливия, Экваториальная Гвинея, Египет, Иран, Ливия, Нигерия, Катар, Россия, Тринидад и Тобаго и Венесуэла. На их долю приходится 70% доказанных запасов газа в мире и около 44% мирового экспорта. В декабре 2008 года в Москве форум согласовал устав, нацеленный на придание ФСЭГ формального статуса. В 2009 году генеральным секретарем ФСЭГ был избран представитель России Леонид Бохановский.
Однако Россия и Катар от этой инициативы отказались. «Тройка так и не пришла к взаимопониманию»,— сказал по итогам встречи глава Минэнерго РФ Сергей Шматко. Москва и Доха и ранее опасались проведения аналогий между ФСЭГ и ОПЕК, которое вызывало резкую реакцию со стороны Вашингтона. Зато по окончании форума его участники нашли другой способ бороться с низкими ценами на газ. «Мы единогласно приняли совместное заявление, резолюцию. Наша цель — добиться привязки цен на газ к нефтяному эквиваленту»,— пояснил Сергей Шматко. По сути, речь идет о том, что газовые цены на бирже будут определяться по аналогии с мировыми котировками на нефтепродукты (мазут и газойль). Подобный механизм ценообразования зафиксирован в долгосрочных контрактах на поставки газа, по которым работает «Газпром».
Это решение — безусловная победа России, поскольку до сих пор эксперты считали, что Катар не поддержит никакие инициативы конкурентов. «То, что прибыльно для Катара, убыточно для «Газпрома»,— рассуждал незадолго до итогов саммита глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.— В этом году Qatargas введет в строй две очереди заводов СПГ. Не думаю, что Катар откажется от этих планов ради благополучия «Газпрома» или алжирского Sonatrach». Тем не менее Москва нашла подход к Дохе и получила желаемое.
Накануне саммита делегация «Газпрома» побывала в Дохе и по итогам поездки распространила пресс-релиз, в котором сказано, что Катар поддерживает Россию в вопросе привязки спотовых цен к нефтяным котировкам. Что взамен Москва предложила Дохе — вопрос открытый, но по итогам вчерашнего совещания министры энергетики России и Катара подписали совместное заявление, в котором «согласовали позиции по поводу дальнейшего сотрудничества, в том числе в проектах развития газовых месторождений Ямала и в третьих странах».
Судя по всему, Катар, несмотря на резкое увеличение своей доли рынка за последний год, оказался не очень доволен низкими ценами. Министр энергетики Катара Абдулла аль-Атийя вчера подтвердил, что цены на газ должны зависеть от нефтяных котировок, достигших в апреле максимума последних полутора лет. «Нынешние цены газа несправедливы, они должны быть привязаны к ценам на нефть»,— сказал господин Атийя.
Как именно будет формироваться биржевая цена, пока не ясно. Источник «Коммерсанта», знакомый с ситуацией, говорит, что «можно ограничить цену снизу», не поясняя механизм ценообразования. Михаил Корчемкин отмечает, что «только в России можно ввести формулу «равнодоходности» с целью повысить цену, а в остальном мире уровень цен определяется размерами спроса и предложения газа». Однако вчерашний день показал, что повысить цены на газ хотят все министры стран-производителей.
По итогам вчерашней встречи министры приняли два решения: сформировать глобальный газовый банк данных Global Gas Initiative по аналогии с Joint Oil Data Initiative, а также провести газовый саммит в 2011 году. «Газовый саммит позволит перевести решение самых актуальных вопросов на высший уровень, поэтому мы планируем пригласить не только глав государств—членов ФСЭГ, но и лидеров стран—экспортеров газа»,— пояснил генеральный секретарь ФСЭГ Леонид Бохановский. По его словам, место и время проведения саммита пока не определены.
Мы в телеграм:
ЕС не сможет увеличить закупки в США СПГ, несмотря на заверения Брюсселя
За первые 15 дней 2025г 27 европейских стран импортировали 837,3…
Тирасполь согласился с требованием Кишинева поставлять газ через Молдовагаз
Заявил президент непризнанной республики Вадим Красносельский.
В Саратовской области реконструированы 4 ПС 35-110 кВ
ПС «Рукополь», «Милорадовка», «Ивановка» и «Привет» в Краснопартизанском, Балаковском и…
В Приангарье рассчитывают экспортировать уголь в восточном направлении на уровне 2024г
Правительство Иркутской области планирует, что экспорт угля из региона в…
Сокращение потерь газа зафиксировано в 4-х регионах РФ
В Нижегородской, Пензенской, Тюменской, Владимирской областях.