Новости энергетики 16+

Авторы «Стратегии-2020» предлагают расширить конкуренцию на рынке электроэнергии

Разработчики «Стратегии-2020» предлагают расширить конкуренцию на рынке электроэнергии и изменить принцип работы гарантирующих поставщиков, свидетельствуют материалы экспертной группы по подготовке предложений по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года по направлению «Реформа естественных монополий».

На розничном энергорынке предлагается открыть широкомасштабную конкуренцию — перевести закупку электроэнергии гарантирующими поставщиками на организованные торги и установить право розничных потребителей уходить от гарантирующих поставщиков на обслуживание к конкурентным энергосбытовым компаниям. Для этого потребитель должен иметь почасовой учет потребления и у него не должно быть задолженности перед гарантирующим поставщиком, отмечают авторы документа.

Одновременно предлагается изменить принцип работы и регулирования деятельности гарантирующих поставщиков. Их основной задачей должно стать, «простейшее транслирование результатов закупки электроэнергии у поставщиков потребителям, организация эффективного биллинга и сбора платежей, при долгосрочном регулировании необходимой валовой выручки и соблюдении требований по надежности и качеству оказываемых услуг».

Кроме того, предлагается разработать и внедрить механизмы снижения или предотвращения неплатежей по всей цепочке формирования поставки и стоимости электроэнергии для потребителей.

Основным способом торговли электроэнергией и мощностью и на оптовом, и на розничном рынке, согласно предложениям, должны стать двусторонние договоры между поставщиками и покупателями, заключаемые преимущественно на срок один год и более.

На оптовом рынке предлагается убрать финансирование инвестиций АЭС и ГЭС из тарифа и приравнять их к ТЭС, довести до конца либерализацию оптового рынка.

В инвестиционную программу помимо проектов, связанных с обеспечением надежности и качества, достижением энергоэффективности, по мнению экспертов, можно включать только объекты в пределах «органического» роста спроса. Любые дополнительные объекты должны включаться в инвестпрограмму лишь при наличии конкретного заказчика.

Среди предложенных мер — либерализация цен на тепло для всех юридических лиц и создание программы инвестирования в теплосети по принципу «Фонда ЖКХ» (соинвестирование со стороны государства) или льготных инфраструктурных облигаций. Без этого ресурсов в тарифах на инвестиции в теплосети не хватит без значительного роста тарифов, уверены разработчики «Стратегии 2020».

По мнению разработчиков стратегии, основная неэффективность кроется в инфраструктурных составляющих — тепло- и электросетях.

«С одной стороны, там нужны масштабные инвестиции, с другой, там сначала необходимо выстроить систему мотивации, эффективную систему планирования, позволяющую принимать решения по оптимальному набору объектов инвестиционных программ без снижения надежности и качества услуг, а также систему эффективного расходования средств», — говорится в докладе.

В поставке населению тепла и электроэнергии предлагается ввести социальную норму потребления и дотировать из бюджета только потребление в ее пределах.

Кроме того, в документе содержится предложение создать единый орган, который будет отвечать за развитие отрасли целиком. «Отрасли необходимо целостное регулирование, а не разделение ответственности по принципу: один за конкуренцию, другой — за уровень цен и тарифов, третий — за надежность. При таком построении никто не отвечает за ее развитие», — говорится в документе.

Для защиты интересов потребителей предлагается создать на оптовом рынке дополнительную палату в Совете рынка, которая будет состоять из представителей таких квалифицированных покупателей.

Оценивая ситуацию в отрасли, эксперты указали на успешное завершение ее структурного построения: сформировались как генерирующие, так и сетевые и сбытовые компании, в отрасль пришли значительные инвестиции, проведена реформа формирования сетевого тарифа.

Большинство компаний холдинга МРСК перешли на метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала — RAB-регулирование. В данном методе в тарифе на передачу электроэнергии учитываются не только фактические затраты, но и суммы, гарантирующие возврат инвестиций в сети и определённый доход инвестора. Тариф при этом устанавливается на несколько лет. Однако этот метод, по мнению экспертов, также требует «доведения до ума»: действующая модель привела к тому, что цена выросла в основном на низком напряжении, то есть для малого и среднего бизнеса.

Эксперты рабочей группы отмечают, что предложенные изменения на оптовом и розничном рынках должны быть реализованы одновременно, иначе «возможны перекосы и даже осложнения в ситуации». В частности, изменения на оптовом рынке электроэнергии должны сопровождаться изменениями в рынке тепла — в противном случае наиболее эффективная когенерация становится неконкурентоспособной.

Кроме того, по мнению авторов, необходимо обеспечить реальную конкуренцию в розничном рынке: сбытовые компании должны получить возможность ведения рыночного бизнеса, при этом регулирование деятельности гарантирующих поставщиков должно обеспечивать покрытие их издержек и необходимую рентабельность.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх