Новости энергетики 16+

ПАТЭС будет достроена, несмотря на возникшие сложности с финансированием

Ситуация, связанная с экономическими отношениями и обязательствами концерна Росэнергоатом и ОАО «Балтийский завод» по строительству энергоблока для первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) не повлияет на скорость ее постройки и планы по созданию серии таких энергоблоков, считают эксперты.

ОДНА БЕДА ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ И ЗАКАЗЧИКА

Росэнергоатом перечислил средства Балтийскому заводу в качестве аванса за строительство энергоблока для ПАТЭС, однако они впоследствии оказались заморожены из-за банкротства Межпромбанка. В настоящее время Балтийский завод вместе с другими судостроительными активами Объединенной промышленной корпорации (ОПК) экс-сенатора Сергея Пугачева — «Северная верфь» и ЦКБ «Айсберг» — заложен в ЦБ по кредитам на 32 миллиарда рублей, которые были выданы обанкротившемуся Межпромбанку, также принадлежавшему Пугачеву. Судебные процессы по искам ЦБ об обращении взыскания на заложенные активы длятся уже почти год. В частности, основные слушания по Балтийскому заводу назначены на 19 октября.

В том, что ПАТЭС будет достроена, убежден руководитель отдела инвестиционного моделирования ЗАО «ИК «Энергокапитал» Александр Игнатюк.

«Если и есть какие-то срывы по срокам выполнения проекта, то они не критичны и отнюдь не связаны с финансированием. Исполнитель заказа не виноват, он поставлен в такие условия. Но и заказчик, Росэнергоатом, оказался ровно в тех же условиях после краха Межпромбанка», — сказал Игнатюк.

Так как речь идет об уникальном проекте, не имеющем аналогов в мире, то головная станция серии должна быть запущена в обозначенные сроки, считает Игнатюк.

«Пока мы не можем даже говорить об экономической составляющей этого проекта, есть лишь инновационная составляющая. И думаю, что серия плавучих АЭС будет непременно построена», — полагает эксперт. В скорейшем разрешении ситуации заинтересована не только Объединенная судостроительная корпорация, готовая выкупить Балтзавод, но даже Минобороны, уверен Игнатюк.
Не остаются в стороне от проблемы и петербургские парламентарии. Как сообщил РИА Новости депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Войтановский, одно из ближайших заседаний комиссии по промышленности, экономике и собственности заксобрания, в которую он входит, будет посвящено ситуации на Балтзаводе.

«Мы обеспокоены тем, что происходит на одном из наших градообразующих предприятий. Конечно, где большие деньги, там и большая политика. В рамках своих полномочий мы постараемся помочь Балтийскому заводу, не обостряя ситуации, в которой он сейчас находится», — рассказал Войтановский.

ДОСТРОИТЬ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО

Представитель пресс-службы ОАО «Балтийский завод» рассказал агентству, что встречи представителей Росэнергоатома и завода проходят постоянно, так как строительство ПАТЭС продолжается, «несмотря ни на что».

«Для нас создание этого уникального объекта — дело чести. Конечно, создавшуюся ситуацию требуется как-то разрешить, есть совсем незначительное отставание по графику. Если бы нам выплатили «живые» деньги вместо векселей разорившегося Межпромбанка, работа пошла бы живее», — сказал собеседник.

Ситуация с выплатами зарплат для сотрудников Балтзавода нормализировалась: остались выплаты за август, которые будут сделаны в сентябре, добавил собеседник агентства. По плану идет строительство второй ловушки расплава для ЛАЭС-2, 27 сентября будет сдана первая из серии нефтеналивная баржа, построенная по заказу Балтийской топливной компании.

В целом эксперты убеждены, что сложившаяся со строительством ПАТЭС ситуация никогда бы не возникла, если бы Межпромбанк не испытал столь серьезного краха.
«Росэнергоатом является солидным, надежным заказчиком, а Балтийский завод, в общем-то, не менее надежным исполнителем. Конечно, сейчас ситуация напоминает басню Крылова «Лебедь, рак и щука», где каждый тянет в свою сторону, а толка мало. Но как только государство окончательно определится с судьбой Межпромбанка, проблемы будут быстро исчерпаны», — считает начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Ленмонтажстрой» Дмитрий Кумановский.

КТО ОТВЕТИТ ЗА ДОЛГИ МЕЖПРОМБАНКА?

Сейчас Балтийский завод испытывает сложности с формированием портфеля крупных судостроительных заказов. Пока основным проектом предприятия является строительство энергоблока для ПАТЭС. Росэнергоатом в настоящее время через суд добивается признания права собственности на энергоблок, а сам он арестован судом в рамках мер по обеспечению иска атомного концерна. Судебное разбирательство должно состояться 17 октября.

По данным концерна, в январе-августе 2011 года предприятие выполнило запланированный объем работ по строительству энергоблока только на 50%. Росэнергоатом связывает тяжелое финансовое положение Балтийского завода с банкротством Межпромбанка, на депозите которого оказалась заморожена часть авансовых платежей за строительство энергоблока (1,9 миллиарда рублей).
МПБ был лишен лицензии 5 октября 2010 года, в конце ноября суд признал его банкротом. По оценке первого замглавы Агентства по страхованию вкладов Валерия Мирошникова, общий долг банка перед кредиторами составляет около 82 миллиардов рублей, из которых 32 миллиарда рублей приходится на обеспеченный залогом долг перед ЦБ.

Ранее премьер-министр РФ Владимир Путин поручил правоохранительным органам и ЦБ разобраться со средствами Балтийского завода, которые были перечислены ему Росэнергоатомом в качестве аванса за строительство энергоблока для ПАТЭС.
ОАО «Балтийский завод» специализируется на строительстве ледоколов и судов ледового класса (с ядерными энергетическими установками и дизельных), крупнотоннажных судов для перевозки различных грузов и военных кораблей; выпускает широкий спектр изделий машиностроения, энергетического оборудования; является поставщиком цветного и стального литья.
ОАО «Концерн Росэнергоатом» является дочерней компанией госкорпорации Росатом и эксплуатирует все атомные электростанции, работающие на территории России.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх