Новости энергетики 16+

Угольные компании Кузбасса из-за расширения Транссиба могут терять 19 млрд руб в год

Министерство транспорта РФ предложило повысить железнодорожный тариф при перевозке угля на экспорт, ежегодные потери угольных предприятий Кузбасса могут составить 19 миллиардов рублей, сообщает в четверг газета «Коммерсант» со ссылкой на источники в ведомстве, ОАО «Российские железные дороги» /РЖД/ и ряде угольных компаний.

Повышение тарифа может составить от 20% до 30% — дополнительные деньги нужны РЖД, чтобы увеличить пропускную способность участка Транссиба Тайшет-Междуреченск, без чего не смогут заработать крупные угольные проекты в Туве. Министерство транспорта вынесло на обсуждение возможность введения 20%-й надбавки на экспортную перевозку угля, идея была озвучена 18 августа на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака.

Как сказал один из топ-менеджеров РЖД, слова которого приводит «Коммерсант», на совещании должен был обсуждаться вопрос о реализации проекта по строительству новой железнодорожной линии Кызыл-Курагино протяженностью 409 км, которая ведет к месторождениям Улуг-Хемского угольного бассейна в Туве. Там готовятся начать добычу угля Evraz Group Романа Абрамовича и Александра Абрамова, «Северсталь» Алексея Мордашова и ЕПК Игоря Алтушкина и Руслана Байсарова. Без этой железнодорожной ветки реализация тувинских проектов невозможна. Тем не менее, обсуждение свелось к разговору об источниках финансирования развития уже существующего участка Красноярской железной дороги — Тайшет-Междуреченск /к нему будет подключена ветка Кызыл-Курагино/, отметил он.

Издание отмечает, что Транссиб уже сейчас испытывает дефицит провозных емкостей, а в ближайшее десятилетие, по расчетам РЖД, грузооборот должен вырасти на 86,7 миллиона тонн, то есть в 1,7 раза к текущему уровню. В текущем году РЖД объявили о начале проекта комплексного развития участка Междуреченск-Тайшет, в ходе которого должно быть построено 145 километров вторых путей и обновлены основные объекты инфраструктуры. На эти цели в 2011-2013 годах железнодорожная монополия выделит 4,4 миллиарда рублей.

В то же время, источник газеты отметил, что общая стоимость расширения Транссиба на этом участке составляет более 120 миллиардов рублей. Без увеличения пропускной способности участка Тайшет-Междуреченск реализация угольных проектов в Туве может затрудниться.

«Коммерсант» отмечает, что повышение тарифа коснется в основном компаний Кузбасса, где сосредоточены основные угледобывающие мощности. Крупнейшие из работающих в Кемеровской области компаний — «Кузбассразрезуголь» /КРУ/, Сибирская угольная энергетическая компания /СУЭК/, «Южный Кузбасс» группы «Мечел», «Южкузбассуголь» и «Распадская» /на 100% и 40% соответственно принадлежащие Evraz/, «СДС-уголь», «Сибуглемет», Кузбасская топливная компания.

Источник «Коммерсанта» в администрации Кемеровской области отметил, что суммарный объем производства кузбасских предприятий в 2010 году составил 185 миллионов тонн /или более 60% от общего объема добычи по стране/, на экспорт было поставлено порядка 80 миллионов тонн.

Угольные компании Кузбасса не прокомментировали изданию инициативу Минтранса. В то же время, издание со ссылкой на источники отмечает, что в защиту угледобывающих компаний уже выступил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.

В начале недели он направил письмо председателю правительства РФ Владимиру Путину, в котором попросил «более тщательно проработать предложения по дополнительной индексации железнодорожных тарифов». В письме утверждается, что «реальный рост железнодорожного тарифа для угля в 2011 году уже составил 25-30%». По данным Тулеева, рентабельность экспорта угля «даже для лучших предприятий» составляет 15-16%, и повышение тарифа на экспортные перевозки угля на 20% приведет к изъятию из угольной отрасли Кузбасса 19 миллиардов рублей в год.

По оценкам источников «Коммерсанта» в угольной отрасли, повышение тарифа затронет в основном производителей энергетического угля. Сейчас железнодорожная составляющая в экспортной цене энергетического угля в порту отгрузки /FOB/ составляет 40% /в цене коксующегося — менее 20%/. Себестоимость продажи энергетических углей в порту составляет 90-105 долларов за тонну плюс порядка 10 долларов — расходы на морскую транспортировку, уточнил изданию Борис Красноженов из «Ренессанс Капитала».

При текущей цене угля на уровне 125 долларов за тонну в Европе и 149 долларов в Китае рентабельность экспортных продаж составляет 20-30%, сказал газете Олег Петропавловский из БКС. Таким образом, если общий тариф поднимут на 20%, рентабельность поставок в Европу будет стремиться к нулю, если на 30% — экспорт станет бессмысленным, констатирует издание.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх