Новости энергетики 16+

Бензин испарился от Сибири до столиц

Дефицит бензина, начавшийся в Алтайском крае и быстро распространившийся по сибирским, дальневосточным и центральным регионам России, уже вплотную подбирается к Москве и Санкт-Петербургу, хотя местные власти пока этого не признают.

Эксперты видят причину проблем в том, что экспортировать топливо нефтяникам выгоднее, чем продавать его внутри страны по более низким ценам. Антимонопольное ведомство по поручению премьера Владимира Путина начало очередную масштабную проверку нефтяных компаний.

ПЕРВЫЕ ЖЕРТВЫ ДЕФИЦИТА

Продажа бензина в Алтайском крае ограничена с субботы. Автозаправочные станции двух крупнейших региональных операторов рынка — компаний «Газпром нефть» и «Роснефть» — отпускают только по 20 литров бензина на машину для владельцев дисконтных карт. Ряд других АЗС края вообще приостановили продажу топлива.

При этом «Роснефть» заявила, что не снижала поставки топлива на Алтай, более того, выделила дополнительные объемы. «Газпром нефть» также увеличила поставки топлива на Алтай в первом квартале, а в апреле их рост составит 5%.

Совладелец сети томских АЗС во вторник сообщил, что запасов бензина на местных заправках осталось на несколько дней, и не исключил введения ограничений на продажу уже в ближайшие дни.

По данным Российского топливного союза (РТС), неблагоприятная ситуация с бензином складывается также в Воронеже, Новосибирске и на Сахалине. Нехватку топлива уже испытывают и АЗС юго-западных районов Брянской области: как сообщают оттуда корреспонденты РИА Новости, бензин можно приобрести лишь ближе к Брянску.

Аналогичные сообщения приходят из Новокузнецка, где запасов хватит лишь до начала мая. Местные АЗС продают бензин только организациям, с которыми заключены контракты на поставку.

Представители УФАС Красноярского края, в свою очередь, заявляют что в этом регионе бензиновый кризис маловероятен, поскольку там много независимых сетей.

ДОЙДЕТ ЛИ ДО СТОЛИЦ?

По данным РТС, признаки дефицита топлива ощущаются уже и в Москве и Санкт-Петербурге. В свою очередь, заместитель мэра Москвы по экономическому развитию Андрей Шаронов признаков такого дефицита не видит; заметных колебаний по отпускным ценам на бензин, по данным на прошлую неделю, не было.

В Московской топливной ассоциации считают, что ситуация не критическая, и «алтайского сценария» в столице не будет. По данным «Газпром нефти», отгрузка топлива с Московского НПЗ ведется в штатном режиме.

Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин считает, что из-за дефицита бензина на оптовом рынке АЗС северной столицы могут ввести ограничения на продажу уже через полторы недели. Впрочем, в местном УФАС заявляют, что дефицита топлива в Петербурге нет.

БЕНЗИН УТЕК ЗА ГРАНИЦУ?

Эксперты объясняют сложившуюся ситуацию тем, что на традиционный сезонный рост спроса на топливо в этом году наложилось его «вымывание» с внутреннего рынка. Компаниям с третьей декады февраля гораздо выгоднее экспортировать бензин и дизельное топливо, чем продавать внутри страны.

После резкой февральской критики премьера Путина и последовавшей за этим «третьей волны» антимонопольных дел нефтяные компании последовательно снизили розничные, оптовые и мелкооптовые цены сначала на дизельное топливо, а затем и на бензин. В феврале, по данным Росстата, нефтяные компании снизили цены на бензин на 1,5%, в марте — на 0,8%. Сами нефтяники утверждали, что дизтопливо и бензин в среднем у них подешевели на 4-5%.

Компании не стали повышать цены и вслед за удорожанием нефти на мировых рынках, поэтому весной они продавали топливо со скидкой к экспортному эквиваленту, то есть с потенциальным убытком для себя. Цены в оптовом звене опускаются меньше, чем в розничном, поэтому маржа АЗС сводится к минимуму.

Независимым участникам рынка нефтепродуктов — а это, по некоторым оценкам, свыше 50% российских АЗС — придется повышать розничные цены или уходить с рынка, считают эксперты информационно-аналитического центра «Кортес». По их данным, участники рынка в регионах жаловались на сокращение запасов моторных топлив на нефтебазах нефтяных компаний и независимых операторов рынка.

По данным Минэнерго РФ, отгрузка автомобильного бензина на внутренний рынок в первом квартале снизилась на 6,2% к аналогичному периоду 2010 года — до 7 миллионов тонн. При этом экспорт бензина в первом квартале вырос на 50%, что соответствует 8,6% от поставок на внутренний рынок.

Ситуация осложняется еще и тем, что в апреле-мае на профилактические работы встали или встанут многие НПЗ, что снизит выпуск нефтепродуктов в РФ.

ЧЕТВЕРТАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ВОЛНА?

Премьер-министр РФ вновь вмешался в ситуацию, поручив ФАС разобраться с топливной проблемой. Антимонопольное ведомство во вторник вечером сообщило о начале комплексной проверки крупных нефтяных компаний более чем в 20 регионах РФ на предмет выявления сговоров и злоупотребления доминирующим положением на топливном рынке.

Если по итогам проверки ФАС решит возбудить дела против нефтяников, это станет уже «четвертой волной» дел, связанных со злоупотреблениями на рынке нефтепродуктов РФ.

Минэнерго во вторник провело совещание по бензиновому вопросу. По его итогам в министерстве сообщили, что нефтяные компании увеличат поставки топлива в Алтайский край на 15%. При Минэнерго создан оперативный штаб по нормализации ситуации. Из представителей «Газпром нефти», «Роснефти» и Минэнерго сформирована группа, которая непосредственно на месте будет отслеживать ситуацию.

Предложено интенсифицировать биржевые торги с целью наращивания поставок нефтепродуктов в города Алтайского края. В среду в министерстве пройдет аналогичное совещание, касающееся поставок нефтепродуктов в другие регионы.

Чиновники обещают наладить бесперебойное обеспечение нефтепродуктами сельхозпроизводителей, чтобы не допустить срыва посевной компании.

НЕ В ПЕРВЫЙ РАЗ

Эксперты говорят, что в регионах такого дефицита бензина не наблюдалась уже десять лет. Самым ощутимым для российских автовладельцев стал бензиновый кризис конца апреля — начала мая 1999 года. За два-три дня цены на бензин подскочили в Санкт-Петербурге почти в 2,5 раза. Буквально через пару дней стоимость бензина взлетела в Москве, Новгороде, Пскове, Вологде и далее по всей стране.

Летом 2000 года дефицит моторного топлива достиг в некоторых регионах страны 80%. Нехватка топлива ощущалась даже там, где расположены крупные нефтеперерабатывающие комплексы, — в Ярославле, Саратове и Самаре.

Рост цен наблюдался и осенью 2007 года. Тогда эксперты отмечали, что его вызвало, в частности, то обстоятельство, что в октябре на нефтеперерабатывающие заводы поступило нефти на 5% меньше, чем планировалось. Особо острый дефицит топлива возник на Камчатке из-за ограничения нефтепереработчиками поставок на внутренний рынок.

По итогам тех событий Камчатское региональное управление ФАС оштрафовало трех владельцев АЗС за ценовой сговор, спровоцировавший нехватку бензина в регионе.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх