Актуально
В РФ перерабатывается до 90% отработавшего ядерного топливаShell и КазМунайГаз обсудили освоение месторождений в КазахстанеКатар может приостановить поставки СПГ в ЕвропуК 2040г мировой спрос на СПГ увеличится на 50%РФ по новому графику ОПЕК+ больше не будет компенсировать перепроизводство нефтиОПЕК+ до июня 2026г компенсируют 185-822 тыс б/с перепроизводства нефти
После короткой передышки стоимость нефтепродуктов снова начала расти. В первую очередь сезонный фактор оказывает влияние на высокооктановый бензин и летнее дизельное топливо, констатирует ИАЦ «Кортес». Давление на цены оказывает и тот факт, что ряд крупных НПЗ в апреле закрывается на ремонт. С учетом высокой привлекательности экспорта это может привести к тому, что на внутреннем рынке накануне полевых работ может образоваться дефицит нефтепродуктов, пишет РБК daily.
Опт прибавляет в цене
Цены на Аи-92 и АИ-95 на спотовом рынке за неделю с 28 марта по 1 апреля выросли на 2,4 и 0,7% соответственно, дизельное топливо подскочило более чем на 7%. Такие данные приводит ИАЦ «Кортес» в еженедельном обзоре спотового рынка нефтепродуктов. На прошлой неделе начали дорожать нефтепродукты на мелкооптовом рынке: Аи-92 — на 24 руб., до 27 588 руб./т, а летнее дизтопливо — на 286 руб., до 23 703 руб./т. Розничные цены, которым нужен временной лаг в три-четыре недели, чтобы последовать за оптовыми, пока остаются стабильными.
Трейдеры полагают, что цены на автомобильное топливо растут в связи с его недостаточным предложением на свободном рынке. По данным «Кортеса», за январь—февраль на внутренний рынок производителями отгружено 4,71 млн т автобензина и такой же объем топлива был поставлен за аналогичный период предыдущего года, хотя внутреннее потребление за прошедший год выросло почти на 6%. Ситуация вряд ли улучшится — на март—апрель запланированы ремонтные работы на ряде крупных заводов (самарская группа заводов «Роснефти», Омский НПЗ, входящий в «Газпром нефть», Рязанский и Ярославский НПЗ, контролируемые ТНК-BP).
Не запаслись впрок
Для сглаживания сезонного колебания цен чиновники предлагали создать резервы нефтепродуктов. Сначала на базе «Транснефтепродукта», а в конце февраля министр энергетики Сергей Шматко сообщил, что по поручению правительства изучается вопрос использования Росрезерва для проведения интервенций на топливном рынке.
В Минэнерго не ответили в пятницу на запрос РБК daily. В Росрезерве получить официальный комментарий не удалось. Но источник, знакомый с ситуацией, говорит, что юридически использовать механизмы Росрезерва сложно — необходимо принимать большое количество документов, в том числе связанных с безопасностью. «Росрезерв против, хотя это был бы идеальный вариант», — говорит собеседник.
Предприятия способны резервировать около 80% товарной продукции в преддверии ремонтных работ, полагает директор по развитию и маркетингу «Кортеса» Павел Строков. В «Роснефти» пояснили, что модернизация заводов позволит выполнить госзадачу по выпуску топлива стандарта Евро-4. В госкомпании не ожидают дефицита нефтепродуктов в регионе.
По оценке эксперта БКС Андрея Полещука, рост цен на оптовом рынке за апрель—май составит 3—5%. Кроме того, экспорт горючего, даже с учетом повышения пошлин с 1 апреля (светлые нефтепродукты — до 283,9 долл./т, темные — до 197,9 долл./т), для компаний остается выгодным (50—100 долл./т маржи), что может привести к снижению предложения на внутреннем рынке. Эксперты «Кортеса» указывают, что с середины февраля наблюдается нетипичная ситуация, когда экспорт летнего дизтоплива привлекательнее его реализации внутри страны (в среднем на 1560 руб./т).
Перестарались
Цены на АЗС начнут расти ближе к середине-концу апреля, считает г-н Строков. Но нефтяников сдерживают возможные санкции со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В ближайшее время служба должна определить суммы штрафов для «Роснефти», «Газпром нефти» и ЛУКОЙЛа, в отношении которых были заведены новые административные дела. Этот список может пополниться «Сургутнефтегазом», ТНК-ВР и «Башнефтью».
В феврале после резкой критики премьер-министра Владимира Путина, недовольного стоимостью топлива, нефтекомпании поспешно начали снижать цены. А некоторые явно перестарались в своем рвении доказать лояльность правительственному курсу. Например, региональные управления ФАС по Воронежской и Астраханской области сейчас проводят расследования в отношении «Роснефти». Средний и мелкий бизнес обвиняет компанию в демпинге — разница в ценах на АЗС достигала 6 руб. за литр топлива, а в результате значительного снижения цен на топливо в этих регионах в феврале они оказались на грани банкротства. Если «Роснефть» признают виновной, ей придется, как ни парадоксально, по требованию регулятора снова поднять цены.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
В РФ перерабатывается до 90% отработавшего ядерного топлива
Сообщил гендиректор представительства госкорпорации «Росатом» по Киргизии и Туркмении Дмитрий…
Shell и КазМунайГаз обсудили освоение месторождений в Казахстане
Кашаганского и Карачаганакского месторождений.
Катар может приостановить поставки СПГ в Европу
Если ЕС не поменяет некоторые из аспектов своей экологической политики.
К 2040г мировой спрос на СПГ увеличится на 50%
Спрос на нефть будет по-прежнему превышать 100 млн б/с.
РФ по новому графику ОПЕК+ больше не будет компенсировать перепроизводство нефти
С апреля 2025г РФ, согласно плану ОПЕК+, приступила к росту…
ОПЕК+ до июня 2026г компенсируют 185-822 тыс б/с перепроизводства нефти
Большая часть - от 27 до 633 тыс б/с -…