Новости энергетики 16+

В РЭС ответили на самые распространенные вопросы об установке выносных приборов учета

С 1 июля 2020 года в России действуют нововведения законодательства в отношении организации интеллектуального учета электрической энергии. Теперь ответственность за установку и дальнейшую эксплуатацию приборов учета электроэнергии перешла от потребителей к энергетическим компаниям.
В соответствии с новыми нормативными положениями установку и замену счетчиков в многоквартирных домах обязан осуществлять гарантирующий поставщик (АО «Новосибирскэнергосбыт»), а у прочих потребителей и в частных домах – сетевые организации, крупнейшей из которых в Новосибирской области является акционерное общество «Региональные электрические сети». Модификации устанавливаемых приборов учета должны отвечать определенным функциональным требованиям, обеспечивающим, в том числе, возможность удаленного сбора и передачи информации о показаниях приборов учета, фактах и событиях вмешательства в их работу, ряда иных нормативных параметрах ресурса.
На сегодняшний день компания уже смонтировала десятки тысяч новых приборов учета, и с каждым днем их становится все больше. Но при этом не становится меньше вопросов у потребителей. В АО «РЭС» постарались ответить на самые распространенные вопросы об установке выносных приборов учета, чтобы помочь новосибирцам понять все тонкости процесса, развеять сомнения и предубеждения. Итак, давайте разбираться.

Менять нельзя оставить
В соответствии с действующим законодательством энергетики осуществляют установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электроэнергии в следующих случаях:
• отсутствие прибора учета;
• выход из строя прибора учета;
• утрата прибора учета;
• истечение срока эксплуатации прибора учета;
• истечение интервала между поверками прибора учета;
• в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Таким образом, рано или поздно все существующие приборы учета будут заменены на новые, отвечающие современным техническим требованиям с возможностью удаленного получения и передачи данных.
Кроме вышеуказанных случаев сетевая организация вправе устанавливать современные приборы учета (независимо от состояния имеющихся приборов учета и необходимости их поверки) в рамках создания комплексных автоматизированных систем учета в целях обеспечения энергоэффективности, повышения качества и надежности электроснабжения. Данные виды работ выполняются сетевыми компаниями в рамках энергосервисных контрактов за счет средств, получаемых в результате экономии расходуемых энергетических ресурсов, используемых в технологическом процессе.

Почему счетчик «выносят» и что в нем «умного»?
При установке приборов учета для индивидуальных жилых домов АО «РЭС» монтирует их на границе балансовой принадлежности, т.е., как правило, на ближайшей к дому опоре линии электропередачи. По сути, расчетный счетчик переносится из дома на улицу, поэтому его и называют «выносной прибор учета».
В отличие от традиционных счетчиков интеллектуальные приборы учета оборудованы цифровыми интерфейсами для возможности дистанционной передачи показаний, а благодаря удаленному доступу энергетики могут контролировать напряжение в сети, нагрузку, вести анализ технических параметров и тем самым повышать качество электроснабжения.

Кому это выгодно?
К сожалению, среди населения достаточно распространено предубеждение, что «уличный» счетчик специально ставят, чтобы «побольше накрутить» объем потребления электроэнергии.
Специалисты АО «РЭС» однозначно заявляют, что счётчик считает столько, сколько электроэнергии потребил абонент. Никаких махинаций тут быть не может – все приборы сертифицированы, прошли государственную поверку, система сбора информации автоматизирована и прозрачна. Поэтому установка выносных приборов учета выгодна прежде всего самим потребителям.
Судите сами:
во-первых, показания счетчика снимаются дистанционно и передаются автоматически, потребителю не нужно тратить на это время и следить за своевременной передачей данных;
во-вторых, отслеживать показания можно дистанционно на расстоянии до 30-50 метров с помощью выносного дисплея (пульта), который выдается каждому потребителю безвозмездно;
в-третьих, нет необходимости впускать в свой дом незнакомых представителей сетевой организации для проверки приборов учета и контрольного снятия показаний, что особенно актуально в условиях пандемии;
в-четвертых, ответственность за сохранность прибора учета и контрольных пломб переходит к собственнику линии — АО «РЭС», потребителю больше не нужно за это отвечать;
и, наконец, после допуска в эксплуатацию нового прибора учета старый счетчик, располагавшийся в доме, можно демонтировать, а на его место поставить полезный стеллаж или просто повесить красивую картину.
Конечно, преимущества применения современных систем учета есть и для энергетиков. Помимо внедрения цифровых технологий и модернизации электросетевого комплекса, есть и простой человеческий фактор. Сотрудники АО «РЭС» имеют доступ к оборудованию в любой момент в течение рабочего дня, им не нужно пытаться застать домовладельца в нерабочее время или на выходных. Ведь в компании работают обычные люди, для которых важно провести свободное время с семьей. И, кстати, у работников сетевой организации, проживающих в частных домах, устанавливают или уже установлены точно такие же выносные приборы учета, как и у их соседей. Это еще раз говорит об отсутствии какого-либо умысла или «вселенского заговора» в процессе установки новых счетчиков.
Однако недобросовестным потребителям следует помнить, что каждый случай выхода из строя прибора учета рассматривается индивидуально, и в случае выявления факта преднамеренной порчи имущества АО «РЭС» материалы передаются в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности и взыскания ущерба.

Как оплачивать электроэнергию и куда обращаться?
После установки нового счетчика АО «РЭС» выполняет процедуру допуска установленного прибора учета в эксплуатацию, оформляет необходимый пакет документов, направляет их в АО «Новосибирскэнергосбыт», которое, в свою очередь, вносит необходимые изменения в базы данных для дальнейшего начисления платы за потребленную электроэнергию по показаниям нового прибора учета. Весь процесс имеет определенную продолжительность, поэтому актуальная информация о текущем расчетном приборе учета отображается в личном кабинете потребителя не сразу после установки нового счетчика, а спустя время. В течение этого переходного периода начисления выполняются по среднему уровню потребления и впоследствии они корректируются по показаниям вновь установленного прибора учета.
Именно в этой ситуации снова всплывает миф про «накрученное потребление». Получив в первый месяц после установки нового счетчика квитанцию с большей (чем обычно) суммой, не стоит паниковать или подозревать энергетиков в «махинациях» с начислениями. Как только установленный прибор учета зарегистрируют в системе и внесут актуальные показатели потребления, будет произведена корректировка начислений и выполнен перерасчет. Если вы исправно оплачивали счета с начислениями по среднему уровню потребления, то, скорее всего, вам даже не придется оплачивать электроэнергию в следующем месяце.
В любом случае, если возникли вопросы по начислениям – нужно обращаться в АО «Новосибирскэнергосбыт», а по вопросам относительно установки или допуска прибора учета – в соответствующий филиал сетевой организации (АО «РЭС»). И не стоит путать эти компании, у каждой из них своя зона ответственности и отдельные подразделения по взаимодействию с потребителями (абонентами).

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх