ЭнергоНьюс

Новости энергетики

НОВАТЭК не получил федеральных денег ни на один проект

Глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон вновь попросил президента Владимира Путина поручить правительству выделить из федерального бюджета 2020–2022 годов 103,6 млрд руб. на строительство терминала «Утренний» в Обской губе для проекта НОВАТЭКа по сжижению газа «Арктик СПГ-2». Об этом рассказали источники, знакомые с ситуацией. Хотя в июле премьер Дмитрий Медведев подписал соответствующее постановление, деньги в бюджете так и не были заложены, предусмотрено лишь выделение 41 млрд руб. в 2022 году, пишет «Коммерсантъ».

По словам источников, Леонид Михельсон в своем письме президенту предупреждает, что сложившаяся ситуация не позволит реализовать проект «Арктик СПГ-2» в установленные сроки — 2023–2025 годы. «Арктик СПГ-2» стоимостью $21,3 млрд и мощностью 19,8 млн тонн в год должен стать крупнейшим СПГ-заводом в РФ. Пресс-секретарь премьера Дмитрия Медведева сообщил, что вопрос выделения средств прорабатывается.

Это не единственный проект НОВАТЭКа, который остался без бюджетных денег. В начале ноября господин Михельсон просил президента выделить 20 млрд руб. на строительство терминала по перевалке СПГ на Камчатке. Терминал так и не вошел в нацпроект «Комплексный план магистральной инфраструктуры» (КПМИ), как и аналогичный терминал в Мурманске общей стоимостью 70 млрд руб., из которых бюджет должен дать 0,9 млрд руб. По данным издания, курирующий транспорт вице-премьер Максим Акимов выступал за дополнительное выделение средств на проекты НОВАТЭКа в бюджете на 2020–2022 годы, учитывая, что тот сверстан с профицитом. «Росатом» как оператор инфраструктуры Севморпути также поддерживает выделение средств на «Утренний», сообщили в госкорпорации. В Минфине же считали, что деньги должны быть перераспределены в рамках КПМИ. Но это означает, что от каких-то проектов в плане нужно отказаться.

В Минфине сообщили, что бюджетная комиссия (ее возглавляет Дмитрий Медведев) при формировании закона о бюджете на 2020–2022 годы решила рассмотреть возможность выделения средств на терминал «Утренний» на 2021 год при формировании закона о бюджете на 2021–2023 годы. Терминал на Камчатке не включен ни в КПМИ, ни в другие госпрограммы, и на его реализацию не предусмотрены бюджетные средства, уточнили в министерстве, добавляя, что сейчас идет работа по включению терминала в федеральный проект «Морские порты России». Терминал в Мурманске включен в «Морские порты России», вопрос выделения средств прорабатывается, отметили в Минфине.

Есть и другая проблема — расширение подходного канала в Обской губе, которое также должен финансировать бюджет. НОВАТЭК договорился с властями ЯНАО, что компания получит инвестиционный вычет из налога на прибыль на 40 млрд руб., и эти средства пойдут на канал. В правительстве ЯНАО пояснили, что проект «Арктик СПГ-2» создаст новые рабочие места и обеспечит дополнительные поступления в региональный бюджет, что в целом создаст мультипликативный эффект для развития экономики региона. Фактически эти 40 млрд руб. уже перечислены на спецсчет в «Росатоме». Но, как пишет господин Михельсон президенту, госкорпорация подготовит проектно-сметную документацию на расширение канала только во второй половине 2020 года.

В «Росатоме» подтвердили, что 40 млрд руб. действительно получены, но их, согласно Налоговому кодексу, можно тратить только на строительство объектов, находящихся исключительно в федеральной собственности: подводные гидротехнические сооружения (морской и подходной каналы), объекты безопасности мореплавания. Проектно-сметная документация для расширения канала будет подготовлена в установленные сроки, отметили там.

В НОВАТЭКе ожидают, что «принятые постановления правительства будут выполнены, и работы по строительству объектов федеральной собственности как по терминалу «Утренний», так и по подходному каналу будут проведены в полном объеме и в соответствии с плановыми сроками завершения в 2022 году». В компании напомнили, что эти средства нужны для обеспечения большей части грузооборота по СМП, который, согласно указу президента, должен вырасти до 80 млн тонн в год к 2024 году.

Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев полагает, что возникшая со строительством перевалочных комплексов на Камчатке и в районе Мурманска ситуация является следствием непонимания того, что СМП является лишь частью общей логистической схемы системообразующих проектов по производству СПГ на Ямале и Гыдане. По его мнению, «финансирование строительства федеральной части их инфраструктуры должно быть непреложно включено в перечень проектов по развитию СМП».

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх