Конституционный суд (КС) признал нарушением норму законодательства, по которой компании, утратившие статус территориальной сетевой организации (ТСО), обязаны продолжать бесплатно оказывать услуги по передаче электроэнергии и поддерживать инфраструктуру в порядке. Теперь правительство до 1 января 2020 года обязано разработать механизм компенсации таких затрат. Участники энергорынка расходятся в оценках последствий решения: часть из них считает, что оно приведет к росту тарифа для потребителей, часть — что количество таких ТСО не столь велико, а тариф не вырастет, поскольку ограничен уровнем инфляции, пишет «Коммерсантъ».
КС признал неконституционным п. 6 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии», удовлетворив жалобу АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» (лишилась статуса ТСО в 2015 году). Речь идет о начавших действовать с 2015 года критериях отнесения электросетей к ТСО, которые отсекли от рынка мелкие сетевые организации. Расходы таких ТСО перестали включать в общий котловой тариф. В результате собственник стал обязан содержать сетевую инфраструктуру на свои средства, по-прежнему гарантируя переток электроэнергии между смежными сетевыми компаниями к гарантирующему поставщику (ГП, основной энергосбыт региона). Отказаться от оказания услуг такие ТСО не имеют права, поэтому зачастую либо продают, либо передают активы другим электросетевым компаниям — от чего, в частности, выигрывали «Россети», говорят собеседники. По данным ассоциации НП ТСО, после реформы РАО «ЕЭС России» на рынке появилось около 3 тыс. ТСО, сейчас их около 1,3 тыс.
В результате лишения «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» статуса ТСО сбытовая и межрегиональная электросетевая компании перестали платить ей за передачу, а суды отказывали в возмещении расходов (более 2 млн руб. в год).
КС признал неконституционным отсутствие механизма компенсации расходов на содержание электросетей и обязал правительство установить его до 1 января 2020 года. Но до этого момента решением сможет воспользоваться только заявитель: КС подчеркнул, что старые правила продолжат действовать до введения механизма. Он не будет иметь обратной силы, то есть понесенные до 2020 года убытки владельцы электросетей возместить не смогут. Но после его принятия ТСО, лишившаяся статуса, сможет получать плату за услуги по передаче электроэнергии. Источник компенсации расходов в решении КС не указан и будет зависеть от выбранного правительством механизма.
В «Россетях» пока затрудняются оценить последствия решения КС. С начала действия критериев ТСО необходимая валовая выручка (НВВ) на содержание сетей организаций, лишившихся этого статуса, составляет около 4 млрд руб., говорят в «Россетях». Всего таких компаний, по данным госхолдинга, около 900, ежегодно они тратят до 1 млрд руб. на покупку электроэнергии для компенсации потерь. В «Россетях» считают, что решить проблему может появление механизма «подхвата» таких организаций. Член набсовета НП ТСО Алексей Седых согласен, что лишившиеся статуса ТСО компании не должны нести «бремя эксплуатации этих объектов». В ассоциации поддерживают идею «подхвата» функций, но с условием, что лишенные статуса организации будут получать компенсацию за использование своих активов, а квалифицированные ТСО — плату за управление ими.
В «Сообществе потребителей энергии» считают, что решение КС сделает ситуацию прозрачнее, а правовая защита интересов собственников сетей улучшится. «Особого влияния на рост котлового тарифа решение не оказывает, разве что только напоминает собственникам об имеющемся у них праве требовать компенсацию за использование их сетей»,— считают в ассоциации. Но председатель правления ассоциации ГП и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая полагает, что такое решение приведет к росту котлового тарифа либо сокращению выручки других сетевых компаний. Она отмечает, что в отношении ТСО, владеющих малым количеством активов, самым простым решением может стать регулирование по принципу регионального бенчмарка, что «создало бы экономический стимул к укрупнению».
По данным главы направления «Электроэнергетика» МШУ «Сколково» Алексея Хохлова, за последние годы серьезных изменений в распределении НВВ между «Россетями» и ТСО не произошло — в 2014–2018 годах это соотношение оставалось на уровне 73–74% к 27–26%. Он не считает, что решение КС приведет к значительному росту котлового тарифа, поскольку госполитика направлена на удержание роста конечных цен на электроэнергию в пределах инфляции.
Мы в телеграм:
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.
РФ может поставлять в Иран до 55 млрд куб м газа
Проект строительства газопровода из РФ в Иран находится в работе,…
В 2025г цена барреля нефти составит $69,76, в 2026г — $67,96
Об этом говорится в опубликованном январском обновлении к докладу МВФ…
К 2027г во Владимирской области планируют построить 1,5 тыс км газопроводов
И подвести газ к 264 населенным пунктам.